МОСКВА, 7 окт - РИА Новости, Людмила Бескоровайная. Хосписов для неонкологических пациентов в России мало, а сотни онкобольных умирают в муках, так как не могут получить обезболивающие, специалистов по паллиативной помощи нет, но новый закон об охране здоровья дает надежду на улучшение ситуации, сообщили РИА Новости эксперты в преддверии Всемирного дня хосписной и паллиативной помощи, который отмечается в этом году 8 октября.
Кому нужна паллиативная медицина
В России хосписы появились около 20 лет назад, а лишь затем паллиативная помощь. В мировой практике все было наоборот, сообщила президент Фонда помощи хосписам "Вера" Нюта Федермессер.
"Результат этой ошибки в том, что паллиативную помощь в России приравнивают к помощи хосписной. А хоспис - это всего лишь этап, практически последний, в паллиативной медицине. Далеко не все пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи, должны проходить через хоспис", - уверена она.
По словам Федермессер, в нашей стране паллиативная помощь, как правило, оказывается только пациентам в терминальной стадии заболевания, в последние полгода жизни. А в других странах паллиативная помощь подключается тогда, когда человеку ставят диагноз, с которым он фактически проживет до конца жизни.
В паллиативной помощи нуждаются не только люди с онкологическими диагнозами, но и с рассеянным склерозом, прогрессирующими легочными заболеваниями, СПИДом и так далее. Паллиативная медицина гораздо шире, чем ее видят в нашей стране, считает эксперт.
В европейской практике хосписы оказывают медицинскую, социальную, психологическую, юридическую помощь. В России, по мнению Федермессер, эти учреждения в большей степени выполняют медицинскую функцию. Они должны иметь лицензии на осуществление медицинской деятельности и использование наркотических обезболивающих.
По словам президента фонда, только те отделения, которые имеют доступ к наркотическим средствам, могут называться хосписами. В России более 200 учреждений именуются хосписами, а в действительности таковыми являются единицы.
"При наличии денег все хосписы можно превратить в качественно функционирующие медико-социальные учреждения, которые будут выполнять в обществе очень важную функцию", - уверена она.
Считается, что хосписная помощь оказывается 12-13 людям одновременно: пациенту и его родственникам, пояснила эксперт. Близкие, которые ухаживают за больным, смогут продолжать работу и не выходить на больничные. Если хоспис функционирует правильно, то все эти люди получают психологическую, социальную, юридическую, волонтерскую помощь.
Когда пациент находится дома, родственники вынуждены постоянно вызывать скорую помощь. Один выезд бригады обходится государству в ту же сумму, что и сутки в стационаре хосписа. Соответственно, такие учреждения еще и экономически выгодны.
Шесть тысяч измученных душ
По оценкам экспертов, в России порядка шести тысяч неизлечимо больных детей, которые нуждаются в паллиативной помощи, из них около тысячи - онкологические больные, сообщила директор департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России Валентина Широкова.
"Среди неизлечимо больных детей не более 20% имеют онкологические диагнозы. Остальные - это пациенты с заболеваниями нервной системы: врожденными и приобретенными. Им судьба отвела более короткую жизнь, чем здоровым сверстникам. Задача учреждений паллиативной помощи, которая гораздо шире хосписной, - взять таких детей под опеку задолго до терминальной стадии", - пояснила она РИА Новости.
Годы в борьбе за детские жизни
Формы организации паллиативной помощи в мире разнообразны. Российский Минздрав намерен создать свою уникальную систему паллиативной помощи детям. При этом необходимо учитывать численность детского населения, потребности в оказании такой помощи и возможности детских медицинских учреждений, отметила Широкова.
Проблем много: нет законодательства, подготовленных кадров, порядка оказания помощи и федерального финансирования. Но первые шаги сделаны.
"Паллиативная помощь достаточно молода во всем мире, самостоятельным направлением в медицине она стала в 90-х годах прошлого века. Мы стали разрабатывать систему оказания такой помощи детям около 2,5 лет назад", - сказала директор департамента.
На тот момент в России существовало шесть учреждений, в которых оказывалась паллиативная помощь маленьким пациентам. Сегодня их семь - в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Волгоградской и Ростовской областях, Татарстане. Причем Петербургский детский хоспис - стационар на 18 мест, 10 коек дневного стационара и три выездные бригады - может стать площадкой для передачи опыта, куда будут приезжать специалисты из других регионов.
Подробнее о строительстве хосписа на востоке Москвы >>
"Это вовсе не значит, что в других регионах неизлечимым детям не помогают. Помощь оказывается, но внутри детской больницы или дома ребенка. Просто пока не везде есть возможность открыть специализированные учреждения", - отметила специалист.
Взрослые пациенты - большие проблемы
Если детям с диагнозами неонкологического происхождения в нашей стране помощь оказывается, то со взрослыми ситуация прямо противоположная. Хосписов и учреждений паллиативной помощи для пациентов с тяжелыми болезнями сердца, легких, мозга и других органов катастрофически не хватает, считает Федермессер.
"В Москве их нет совсем. По стране - менее десятка. Создаются отделения сестринской помощи при больнице, но их нельзя назвать хосписами", - сказала она.
Федермессер отмечает, что на сегодняшний день необходимо порядка 20 хосписов для неонкологических больных в Москве и около тысячи - по всей России, чтобы удовлетворить потребности больных людей.
Эксперты считают, что в России сегодня нужны порядка тысячи хосписов >>
Еще одна проблема - система учета и выдачи наркотических средств. Сложный бюрократический порядок часто делает такие препараты недоступными для пациентов. Они выдаются либо пациентам, либо родственникам лично в руки в поликлинике. Выездные службы не имеют права привезти обезболивающее больному человеку на дом. Кроме того, отмечает эксперт, снабжение наркотическими обезболивающими недостаточное, перечень средств - скудный, цены - непомерно высокие. Многие хосписы финансируются по остаточному принципу и просто не имеют средств в бюджете на приобретение наркотических препаратов.
"Необходимо менять нормы и стандарты использования наркотических препаратов в хосписе при нарастающем болевом синдроме и упрощать систему отчетности по обороту наркотических средств, чтобы решить эту проблему", - считает Федермессер.
Закон развяжет руки и подготовит кадры
Создание единой системы хосписов тормозит отсутствие федеральной законодательной базы.
"Два года назад мы начали готовить документ "Порядок оказания паллиативной помощи детям", но в действующем законе об охране здоровья граждан нет соответствующей статьи, на которую можно опереться. В новом законопроекте такая статья появилась. И как только закон будет принят, мы сможем утвердить порядок оказания паллиативной помощи", - пояснила Широкова.
Пока развивать сеть помощи тяжелобольным детям удается только в рамках программы модернизации здравоохранения субъектов России. В 2011-2012 годах в 74 регионах будут открыты учреждения паллиативной помощи, власти заложили средства на эти цели.
В какой форме будет организована паллиативная помощь - койки, отделения или даже хоспис, решат на местах. Все зависит от потребностей и возможностей региона, а также от численности детского населения.
Закон позволит решить и кадровую проблему, считает директор департамента. Об отдельной специальности говорить пока рано, но спецкурс подготовки врачей и медсестер будет включен в программу медвузов и колледжей. Минздрав разрабатывает образовательный курс совместно со специалистами, которые имеют опыт паллиативной работы, а также кафедрами учебных заведений, сообщила директор департамента.
"Мы хотим выделить паллиативную помощь в отдельное направление. Выработать более комплексный подход, чтобы это была не только медицинская помощь, но и помощь психологов и социальных работников. Тогда мы сможем улучшить качество жизни тех детей, которых вылечить уже невозможно", - сказала Широкова.
Федермессер считает, что программа развития паллиативной помощи и курс обучения для медиков должны разрабатываться при участии специалистов Первого московского хосписа и сотрудников благотворительного фонда помощи хосписам "Вера".
Репортаж из Первого московского хосписа >>
"Число хосписов увеличивается, но их все равно недостаточно. Можно долго говорить о том, что общество не готово к обсуждению этой темы. Но пока мы будем ждать, чтобы созрело общество, люди будут умирать без помощи хосписов", - резюмировала президент фонда.
Госдума должна была рассмотреть законопроект "Об основах здоровья граждан РФ" во втором чтении в начале июля, однако отложила его на осеннюю сессию. Законопроект должен быть рассмотрен во втором чтении в ноябре. В Минздравсоцразвития пояснили, что это связано с необходимостью определить источники финансирования для новых положений закона. Нововведений в законопроекте немало, одно из них - паллиативная помощь, которая по задумке разработчиков должна оказываться в России бесплатно.