МОСКВА, 7 окт - РИА Новости, Мария Ганиянц. Две картины русского художника Василия Верещагина, боевого офицера, трагически погибшего от взрыва на броненосце "Петропавловск" во время морского сражения при Порт-Артуре, стали топ-лотами русских торгов Sothebys и Christies.
Первый аукцион, 1 ноября, пройдет в Нью-Йорке у Sothebys: музейного класса полотно из знаменитой индийской серии художника "Жемчужная мечеть в Дели", выставленное на продажу Бостонским музеем изящных искусств, оценили в 3-5 миллиона долларов.
28 ноября в Лондоне Christie's предложит вниманию коллекционеров "Распятие на кресте у римлян" из собрания Бруклинского музея. Аукционный дом рассчитывает получить за картину от 1 до 1,5 миллиона фунтов стерлингов.
Обе работы имеют практически безупречный провенанс, что, несомненно, подогревает интерес поклонников живописца. Верещагину удалось стать интернациональным художником еще при жизни, во многом благодаря тому, что для него не существовало границ: он много путешествовал, снимал мастерские и в Мюнхене, и в Париже, объездил с экспедициями Кавказ, Туркестан, Индию, Палестину, исколесил Европу и Россию, побывал на Филиппинах, Кубе, в Америке и Японии.
Художник храбро сражался везде, где на рубеже XIX-XX веков вела военные действия русская армия. При этом, как свидетельствует его "Апофеоз войны" из Третьяковской галереи, он оставался столь ярым антимилитаристом, что ему собирались даже присудить первую Нобелевскую премию мира в 1901 году.
При жизни Верещагин почти не продавал свои работы по одиночке: он писал в основном сериями и старался сохранить произведения в контексте. Так, в Государственном историческом музее осталась одна из его сильнейших серий, посвященная войне 1812 года. По словам экспертов, художник очень ревностно относился к собственному наследию, практически никогда не повторял работы, хотя заказы были. При этом Верещагин был одним из самых дорогих художников своего времени, и Павлу Третьякову приходилось изрядно раскошеливаться, приобретая его полотна для собрания.
Достаточно много картин осело за границей. Правда, как предупреждают эксперты, далеко не все из них подлинные. Некоторые работы были проданы прямо с западных выставок, в которых регулярно участвовали произведения русского офицера, но ряд картин попал за рубеж уже после трагической гибели художника, когда родственники стали распродавать работы, оставшиеся в Москве: в последние годы жизни Верещагин предпочитал работать в российской столице и построил себе павильон-мастерскую.
Нынешние торги обещают быть бурными. В начале лета небольшое полотно из индийской серии "Тадж-Махал. Вечер" под бурные аплодисменты ушло за 2,28 миллиона фунтов, то есть за сумму, почти в 10 раз превысившую первоначальный эстимейт и поставившую новый ценовой рекорд на этого художника: ранее самой дорогой его вещью считалась гигантская "Стена Соломона", ушедшая с молотка на Christie's за 3,6 миллиона долларов.
Так что и на этот раз, несмотря на грядущий кризис, стоит ждать рекордов - тем более, что в сложные времена обладатели свободной наличности предпочитают вкладывать ее в искусство. Особенно благоприятны шансы у полотна, которое продается в Нью-Йорке: в 2010 году американское правительство, стремясь поддержать рынок, предоставило налоговые льготы при продаже предметов искусства. Результаты не заставили себя долго ждать: прошлый год стал годом рекордных, преодолевших докризисный уровень цен на арт-рынке.