Лидер "Пикника" Эдмунд Шклярский c бас-гитаристом Маратом Корчемным размышляли вместе с РИА Новости о юбилеях, циркулярных пилах, перемещениях из Братска в Иркутск и механических конечностях. Беседовала Ирина Гордон.
- Что вы подготовили к 30-летию группы?
- Эдмунд Шклярский: Праздновать мы будем целый год – в основном концертами. Будет два выступления в Питере в Ледовом и в Москве, в "Крокус Сити Холле", а потом мы поедем по стране с этой программой. Кроме нас в столицах еще будет гости – это Бутусов, "Мельница" и Вадим Самойлов, с которым мы давно сотрудничаем в плане музицирования, а здесь будем совместно играть блок "вампирских песен".
- По какому принципу вы приглашали гостей на юбилейные концерты?
- Эдмунд Шклярский: С Вадиком нас, так сказать, столкнула судьба, с Бутусовым, как нам кажется, очень много общего в ментальных сферах, а Хелависа во многом исповедует этнические мотивы, которые присутствуют и у нас. И так как дуэты эти будут практически единожды, то мы хотим зафиксировать это и издать потом на DVD.
- Марат Корчемный: Для тех, кто не знает, с Вадиком у нас записан совместный альбом в 2003 году, и было несколько совместных концертов на фоне этого альбома "Тень вампира". И в нынешних концертах вампирской тематике будет посвящена целая большая история.
- Что еще будет на концерах в Москве и Питере?
- Эдмунд Шклярский: И там, и там программа будет одинаковая. В других городах мы будем выступать одни, без гостей. А площадки "Крокуса" и Ледового подразумевают технические нововведения. Сцену мы будем делать многоуровневую, ее фрагменты будут подниматься на определенных песнях. Кроме того, там будет гигантская рука, которая будет жить своей жизнью, и обрамлено это будет гигантскими экранами и баннерами с египетскими мотивами.
- Марат Корчемный: Мы подключили к процессу известного кинорежиссера Виталия Мухаметзянова, который сейчас пишет какую-то специальную видеоинсталляцию под это дело, шаманов, которые шаманят вовсю, и разных художников…
- Эдмунд Шклярский: Если все поставить на сцене, главное, чтобы хватило место музыкантам. И вот если дело все-таки дойдет до песен… главное - не что исполнять, а что оставить за бортом, потому что песен много, и у каждого зрителя есть свой набор пожеланий. Нам приходится искать золотую середину, чтобы прозвучали и те песни, которые являются "визитными карточками" группы, и те, которые для кого-то стали близкими по каким-то причинам – может, человек в это время женился или сдал экзамен.
- Марат Корчемный: Но не сомневайтесь – все главные песни будут.
- Ну а старые концертные знакомые на юбилее будут?
- Эдмунд Шклярский: Куда же без них? И на ходулях будет – человек два года работал во французском цирке, теперь вернулся и рвется в бой.
- Марат Корчемный: У нас планируется весь набор экзотических инструментов – вернутся на сцену циркулярная поющая пила, световой гиперболоид, новый египетский инструмент и девушка-арфа. В общем, все то, чем мы отличаемся от прочих групп планеты.
- Вы, кстати, ничего нового в этом ключе к юбилею не придумали?
- Эдмунд Шклярский: Специально мы ничего и не придумываем. Есть конкретная песня, и уже она тебя сама направляет по какому-то руслу, где кажется, что будет уместен какой-то новый инструмент. Сейчас конструкторское бюро взяло паузу.
- У вас сейчас вышел новый альбом, но не своих песен, а позаимствованных. Почему?
- Эдмунд Шклярский: Мы, конечно, можем ничего не делать. Но организм привыкает. Сейчас нам, например, не терпится поехать на гастроли. Есть люди, которые не любят выезжать, а у нас коллектив, у которого уже выработался такой цикл в крови, что в этом есть необходимость. То же и с записью альбома – это не было продиктовано обязательствами ни перед собой, ни перед партией. Отправной точкой стало написание песни "Любо, братцы, любо" для проекта "Соль" на "Нашем радио". А поскольку мысль о военных песнях, песнях гражданской войны посещала уже лет пять, тут-то все и сложилось.
- Там очень странная подборка – и народные песни, и военные, и романсы…
- Эдмунд Шклярский: Поэтому и называется альбом "Три судьбы" – это три грани одного народа. Они разные, но все похожи – что с одной стороны реки, что с другой. Но на юбилейном концерте их не будет, там не место экспериментам.
- Почему?
- Эдмунд Шклярский: Ну, например, если к нам приезжает Роджер Уотерс, мы ожидаем услышать его знаменитые вещи, а если он начнет петь какие-то народные баллады, ничего, кроме глубоко разочарования, я не почувствую. И не только я. Любая группа имеет свое лицо - и этим лицом она должна быть обращена к зрителю.
- Возвращаясь к зрителям и вашему юбилейному туру: сколько времени вы в нем проведете?
- Марат Корчемный: Городов очень много – практически все, где население готово нас принять. На протяжении 7-8 лет мы ежегодно посещаем порядка 80 городов, в этот раз, надеемся, будет еще больше. Мы начали в конце сентября, и потом блоками до мая – с переездами практически каждый день.
- Эдмунд Шклярский: Это называется телепортация. Утомительно бездействовать. К тому же, где еще слушать музыку или смотреть кино.
- То есть у вас есть время следить за тем, что сейчас происходит в музыке?
- Эдмунд Шклярский: Есть, но дело не в этом. Сейчас время не слушателей, а творцов: у каждого есть фотоаппарат, компьютер, интернет. Проблема не в том, чтобы смотреть: важно найти того, кто будет смотреть.
- Судя по публике на ваших концертах — вы находите. Там же не только фанаты с 30-летнем стажем, но и совсем молодые ребята.
- Эдмунд Шклярский: Если бы их не было, не говорили бы мы с вами сейчас. Приток новой крови необходим для существования чего угодно. Вот, например, Босх помер, а его смотрят те, кто и не жил с ним никогда в то время. И книги читают, когда-то написанные в том же Древнем Китае. Я когда-то читал о Дао и Дэ – для меня это была современная книга, хотя пишущий какие только династии не повидал. Поэтому современник – не тот, кто живет с тобой вместе, а тот, кто тебе близок по умонастроению.
- За 30 лет наверняка у Вас накопилась масса интересных историй. Не планируете ли выпустить книгу о "Пикнике"?
- Марат Корчемный: Эта книга будет признана антисоветской и нас посадят, потому что все наши истории таковы: едем мы, допустим, из города Иркутска в город Братск, 800 километров по дороге, кода выходишь на улицу и сразу замерзаешь в -45. И автомобиль ломается…
- Эдмунд Шклярский: Причем ты видишь, что автомобиль какой-то древнеяпонский или древнеегипетский, и там уже что-то перетянуто внутри ремнем от брюк. Ждешь этой поломки, ждешь, и она, наконец, случается. Связи телефонной никакой…
- Марат Корчемный: … и из леса выходит волк и нас съедает! Книга будет как раз состоять из таких историй, потому что путешествие по нашим дорогам – Индиана Джонс просто нервно курит в своем Египте, он вообще ничего не видел.
- Эдмунд Шклярский: Книжка верстается. Но мы оставили себя немножко в стороне, потому что о себе можно написать что угодно – что было и чего не было. А все-таки хотим какой-то псевдообъективности, поэтому привлекаем нескольких авторов. Мы пока не ставим никаких сроков, потому что сроки всегда нарушаются, но работа над этой книжкой идет и она уже практически близка к завершению.