Режиссер Роман Каримов, чей дебют "Неадекватные люди" в прошлом году взял гран-при фестиваля "Окно в Европу" и стал самым успешным российским фильмом по итогам первого полугодия 2011 года, выпускает в прокат черную комедию "Вдребезги", состоящую из трех соединенных в финале новелл – про двух маньячек, похищение диджея и семейное убийство. В интервью РИА Новости он рассказал о разновидностях зла и суете на съемках. Беседовала Елена Костомарова.
- Ваших "Неадекватных людей" в прошлом году очень хвалили. Кому, по-вашему, понравится "Вдребезги"?
- Прежде всего это кино для молодежи, а особенно для тех, кто воспитан на зарубежных фильмах и обладает достаточным чувством юмора для того, чтобы вместе со мной поиздеваться над идиотскими моментами, стереотипами и клише из этих картин.
- Это вы про Тарантино и Родригеса? Все-таки "Вдребезги" - черная комедия.
- Тарантино, Родригеса и многих других узнаваемых персонажей можно тут встретить. Мне говорили даже о фильмах, которые я вообще не подразумевал: кто-то называл "Техасскую резню бензопилой", кто-то – "Бассейн" с Роми Шнайдер и Аленом Делоном. Видимо, это всегда так: в свое время я слышал, что "Неадекватные люди" похожи на "Трудности перевода»" и "Красоту по-американски". Просто людям свойственно сравнивать.
- Вторая новелла мне напомнила Гая Ричи.
- Может быть, на подсознательном уровне. Мне, наоборот, хотелось сделать пародию на старые фильмы ужасов: инвалид там злобный, голос у него страшный, скульптуры - дурацкие.
- Бюджет у вас, как и в случае с первым фильмом, относительно небольшой – 400 тысяч долларов. Удалось ли сделать все, что было задумано?
- У нас не было пересъемок, не было шанса посмотреть фильм, чтобы понять, если ли слабые места. Многи режиссеры чуть ли не каждый месяц переснимают, собирают заново всех актеров, что-то им все время не нравится. Например, Константин Эрнст сейчас выпускает "Высоцкого" ("Высоцкий. Спасибо, что живой" – прим. ред.), который снимался четыре года. У нас в связи с бюджетом не было такой возможности, хотя сейчас мне хотелось бы изменить в фильме многие моменты. Я считаю, что в данных условиях у нас здорово получилось.
- Сколько у вас было времени на съемки?
- Чуть больше двадцати дней. Снимали быстро, очень сложно было для актеров. Дубль за дублем, все бегали, суетились, чтобы быстрее набрать материал.
- Вы довольны работой актеров? Как справились занятые в фильме непрофессионалы?
- Кем-то доволен, кем-то нет. С некоторыми были конфликты. Бывает, что с актером работается плохо, а персонаж получается замечательный.
- Как вы подбирали актеров?
- Иногда это было очень просто – как, например, с актером на роль бензоколонщика (его сыграл Александр Кабик – прим ред): все было ясно с той минуты, как я его увидел. Если понимаешь, что персонаж не совсем подходит, приходится выбирать лучшее из зол, и в этом случае нужно как-то его трансформировать.
- Вы говорили, что "Вдребезги" - фильм о нравственном выборе.
- Месседж здесь очевиден: все герои, которые страдают в фильме, страдают за что-то, за свои собственные неправильные решения - когда у них была возможность выбора, они ступили не на ту дорогу. Эта кармическая цепочка прослеживается по всему фильму.
- В каждой из частей картины действует свой уровень зла?
- Скорее, его разновидности. В первом сегменте – самое очевидное, социальное зло, открытое и агрессивное: преступницы, которые впрямую убивают. Второй уровень – это люди-манипуляторы, которые посредством средств массовой информации завладевают сознанием людей. Третий уровень – в рамках одной семьи, зло на бытовом уровне.
- Почему вы решили провести онлайн-премьеру за два дня до начала проката?