МОСКВА, 5 окт - РИА Новости. Правительство РФ внесло в Госдуму поправки в ряд законодательных актов РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути.
Информация о документе размещена в среду на официальном сайте палаты.
Законопроект описывает акваторию Северного морского пути, устанавливает принципы работы на СМП.
Уточняется, что организация плавания судов по трассам СМП осуществляется федеральным государственным учреждением - администрацией Северного морского пути. Также устанавливается, что на трассах СМП ледокольная и ледокольно-лоцманская проводка судов являются платными услугами и осуществляются по правилам оказания услуг на трассах СМП, утверждаемым Минтрансом.
Реализация закона позволит конкретизировать статус Северного морского пути как единой национальной транспортной коммуникации России в Арктике, считает вице-спикер Госдумы Валерий Язев.
"Корректировки в действующее законодательство позволят создать оптимальные условия для эффективного функционирования Северного морского пути. На сегодняшний день нормативного регулирования требуют вопросы пересечения границ, воссоздания инфраструктуры, береговых сооружений, плавучих островов, чего нет в действующих законах. Кроме того, есть экологические аспекты, потому что мы выходим в зону с очень хрупкой экосистемой", - отметил он.
Язев также напомнил, что о возобновлении полноценных перевозок по Северному морскому пути в последнее время неоднократно высказывался глава правительства РФ Владимир Путин. "Федеральная власть видит будущее Севморпути в качестве международной транспортной артерии, способной составить конкуренцию традиционным морским линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству", - добавил он.
Язев не исключает, что документ может быть рассмотрен депутатами в ходе осенней сессии палаты.
Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).
СМП ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов западной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5,6 тысячи километров.
Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч километров (через Суэцкий канал - свыше 23 тысяч километров).
СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).
Альтернатива Северному морскому пути - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12,8 тысячи морских миль, то Северным морским путём - только 5,8 тысячи морских миль.
Главное препятствие для прохода судов - лёд. Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.