Рейтинг@Mail.ru
Зарплата учителей обрушила престиж профессии - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зарплата учителей обрушила престиж профессии

Читать ria.ru в
Дзен
Профессия школьного учителя, некогда почетная и уважаемая в нашем обществе, перестала привлекать россиян. Согласно опросу, труд педагога сегодня считает престижным лишь пятая часть россиян. Большая же часть наших сограждан придерживается противоположной точки зрения. Главная причина этого – низкая оплата труда учителей.

Анна Курская, РИА Новости.

Профессия школьного учителя, некогда почетная и уважаемая в нашем обществе, перестала привлекать россиян. Согласно опросу, проведенному порталом Superjob.ru в канун Дня учителя, труд педагога сегодня считает престижным лишь пятая часть (21%) россиян, чаще всего это респонденты среднего возраста. Большая же часть наших сограждан (64%) придерживается противоположной точки зрения.

Главная причина, по которой россияне не считают труд педагогов престижным, – низкая оплата их труда. "При такой зарплате ни о каком престиже не может быть и речи", "Единственная причина того, что потенциальные учителя выбирают другие дороги, – нищенская зарплата современных учителей. Поднимите зарплату учителям", – пишут участники опроса.

Действительно, зарплаты учителей сегодня – одни из самых низких во всей бюджетной сфере. Несмотря на обещания властей довести зарплату учителей до средней по экономике региона, педагоги из разных районов страны продолжают жаловаться на нищенское существование.

Столичным учителям всегда жилось сравнительно неплохо, но и они сегодня находят причины для беспокойства. Просто реформа системы оплаты труда, которая в большинстве регионов страны уже проведена, до столицы добралась совсем недавно.

Московским педагогам начинают платить по-новому

С начала учебного года московские школы постепенно переходят на новую систему оплаты труда (НСОТ), которая заменила прежнюю единую тарифную сетку. Новая система предусматривает возможности для повышения зарплаты учителей за счет стимулирующих выплат за хорошую работу, высокие результаты и инициативность.

Согласно постановлению правительства Москвы от 3 августа 2010 года, зарплата учителей в столичных школах будет состоять из базового оклада, компенсационных надбавок и стимулирующих выплат.

С этого учебного года преобразования коснулись около 260 школ Москвы, участвующих в пилотном проекте по развитию общего образования. К началу 2012 года на НСОТ должны перейти все столичные школы.

Мэр Москвы Сергей Собянин не раз заявлял, что заработная плата педагогов должна быть не меньше средней зарплаты по городу, он заверял, что надбавки к зарплатам учителей и врачей в столице отменяться не будут, их заработная плата будет повышаться.

Руководитель московского департамента образования Исаак Калина еще в июле говорил, что "лужковские" надбавки, ранее адресно направлявшиеся на повышение зарплат учителей, теперь будут включены в общую сумму, выделяемую школе. Директор сможет распоряжаться этими деньгами в соответствии с интересами учебного заведения.

Кого и как будут стимулировать

Каждая школа самостоятельно определяет долю стимулирующей части фонда оплаты труда, но есть рекомендуемые величины – от 20 до 30% от фонда, рассказала РИА Новости директор московского лицея №1548 Марина Богачева.

Наибольшее количество споров  при переходе на НСОТ вызывает распределение стимулирующих выплат среди педагогов, которое должно происходить с учетом заслуг конкретного учителя. Участникам пилотного проекта сообщили, что оценивать труд учителей каждая школа будет по-своему, при этом к разработке критериев следует привлекать родителей, педагогов, и внешних экспертов.

"В нашем лицее оценкой работы учителей занимается завуч. Мы также решили подключить экспертов из Московского центра качества образования, получить независимую оценку и сравнить ее выводы с нашими. По результатам будем распределять стимулирующие выплаты среди учителей", – рассказала Марина Богачева.

По ее мнению, новая система оплаты труда позволяет материально вознаграждать учителя за каждый вид его деятельности.

"Если, допустим, учитель занимается методической работой, мы устанавливаем за нее повышающий коэффициент. Такая внеучебная работа учителя, как подготовка учеников к олимпиадам, различным конкурсам, раньше не оплачивалась. А сейчас появилась возможность ее оплатить в виде различных выплат – компенсационных, адаптационных или за внеаудиторную занятость", – пояснила директор.

Тем не менее, многие учителя обеспокоены тем, что внедрение новой системы оплаты труда может привести к сокращению реальных зарплат. По мнению Богачевой, пока этого не происходит.

"В начале нового учебного года, готовясь к переходу на НСОТ, мы попробовали сначала рассчитать зарплату педагогам по-старому, а потом по-новому. Новая зарплата педагогов оказалась процентов на 15-20 выше, чем прежняя", – отметила она.

Но представители учительских профсоюзов советуют педагогам не расслабляться, а следить за тем, чтобы распределение стимулирующих надбавок внутри школы было справедливым.

"Мы рекомендуем учителям заключать с директором коллективный договор, в котором прописано, каким образом распределяется стимулирующий фонд, каким образом в этом участвует профсоюз", – сказал на пресс-конференции в Независимом пресс-центре член совета Межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Всеволод Луховицкий.

Опыт регионов

Учителя в большинстве российских регионов перешли на новую систему оплаты труда еще два года назад, но значительных перемен в их благосостояние она не внесла.

"У нас НСОТ была введена в мае 2009 года, – рассказала на пресс-конференции заведующая правовым отделом Невинномысского городского профсоюза работников образования и науки Вера Грибенникова. – Нам был обещан стимулирующий фонд не менее 25% и ежегодное постепенное его увеличение, но фактически стимулирующий фонд сейчас не превышает 2-5%".

Конечно, при таком размере средних надбавок о серьезной профессиональной конкуренции, которая могла бы повысить качество преподавания, говорить не приходится. Тем не менее, педагоги участвуют в распределении стимулирующих выплат, зарабатывая баллы по сложным методикам расчета.

"Каждый учитель собирает портфолио: приносит свидетельство, грамоту, грант, за которые ему присваивают баллы. Например, учитель может получить несколько баллов за участие детей в олимпиаде. Затем определяется, сколько каждый учитель набрал баллов, эти числа суммируются, и потом на результат делится величина стимулирующего фонда. Таким образом мы вычисляем "стоимость" балла, и определяем, кто сколько получит", – пояснила Грибенникова.

К сожалению, благосостояние учителей в некоторых случаях даже ухудшилось.

"Когда в 2009 году губернатор выступал перед учителям об изменении системы оплаты труда, он сказал: "По крайней мере, меньше вы получать не будете", – рассказала на пресс-конференции преподаватель ИЗО из Новосибирска Людмила Глебова. – Прошло два с половиной года, и мы почувствовали, насколько наша зарплата стала ниже. Моя коллега, получавшая за полторы-две ставки 12 тысяч рублей, сегодня при той же нагрузке стала получать 8 тысяч".

Большие надежды учительское сообщество в последние месяцы возлагало на повышение зарплат, обещанное премьер-министром Владимиром Путиным. Поднять зарплаты в начале учебного года предполагалось на 30% или до размера средней по региону.

На практике обещанного увеличения своих доходов на треть учителя не увидели. "Руководители регионов восприняли эту идею так: если у них зарплата педагогов уже близка к средней зарплате по региону, то они добавляют до средней. Если наоборот, зарплата намного ниже средней, там прибавляется до 30%", – пояснил Всеволод Луховицкий. Профсоюзы учителей, по его словам, обсуждают возможность протестных выступлений в разных городах России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала