БИШКЕК, 3 окт - РИА Новости, Юлия Орлова. Народ отдаст свои голоса на предстоящих в октябре президентских выборах в Киргизии не за представителей своего рода или региона, а за того человека, в котором видят лидера нации, считает киргизский политолог, директор института этнологии Международного университета Киргизстана Табылды Акеров.
Выборы президента в переходный период
В Киргизии сейчас проходит агитационная компания, которая продлится вплоть до президентских выборов 30 октября.
В апреле прошлого года в Киргизии произошел госпереворот, в результате которого президент Курманбек Бакиев, его семья и окружение покинули страну, власть перешла в руки оппозиционного временного правительства. Сам Бакиев пришел к власти на волне демократических реформ в результате "тюльпановой" революции 2005 года и свержения первого президента страны Аскара Акаева. Однако уже через пять лет был вынужден сам бежать из страны. Бакиев декретом временного правительства был обвинен в попытке узурпации власти и других тяжких преступлениях. Были возбуждены свыше 40 уголовных дел по фактам должностных и экономических преступлений, связанных с семьей и приближенными Курманбека Бакиева. Кроме того, в республике уже год продолжается громкий процесс по обвинению госчиновников и военных режима Бакиева в массовом умышленном убийстве, превышении должностных полномочий с применением насилия во время разгона митинга протеста на центральной площади Бишкека в апреле 2010 года, когда погибли около 90 человек.
После смены власти Киргизию захлестнула волна массовых беспорядков, в том числе на межнациональной почве, вылившихся в кровопролитный межэтнический конфликт между узбекским и киргизским населением на юге страны, жертвами которого стали около полутысячи граждан, в том числе женщин и детей. Еще несколько тысяч получили ранения, беженцами были около полумиллиона граждан. Временное правительство обвинило в организации конфликта реваншистов из числа сторонников бывшего президента.
После апрельского переворота была изменена Конституция республики и Киргизия стала парламентской республикой, которой фактически управляет премьер-министр, назначаемый парламентским большинством, а за президентом остаются в основном представительские функции. В настоящий момент Роза Отунбаева является президентом переходного периода, чьи полномочия истекают 31 декабря нынешнего года. Предстоящие президентские выборы должны стать важным этапом легитимации власти. Это первые выборы в истории республики, в которых не принимает участия действующий президент. Отунбаева по новой Конституции, в которой оговорен только один шестилетний срок для каждого президента, не имеет права участвовать в гонке. Из властной команды на пост претендует премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев.
Восемьдесят претендентов на одно кресло
Первоначально о своих президентских амбициях заявили 83 претендента на главный государственный пост. Среди без малого сотни кандидатов в президенты были как известные политики, депутаты, лидеры партий, так и армейские полковники, и генералы милиции, врачи, два десятка безработных, фермеры, аудиторы, пенсионеры и даже несколько артистов комического жанра. Однако официальные мандаты участников гонки пока получили только 20 человек - те, которые смогли собрать 30 тысяч подписей в свою поддержку, заплатить избирательный залог в 2,2 тысячи долларов, а также сдать экзамен по государственному киргизскому языку. Еще восемь претендентов, снятых с гонки, продолжают судиться с ЦИК за право участия в выборах.
Этот необычный парад потенциальных глав государства вызвал недоумение не только за рубежом, но и внутри республики. Граждане расценили это явление как катастрофическое падение престижа президентской ветви власти в стране. Однако эксперты полагают, что происходящие на киргизских выборах странности ни что иное как запущенные в действие политтехнологии.
"С самого начала я понимал ситуацию так, что есть какие-то силы, некий центр, который запустил определенную политтехнологию для этих выборов. Это ощущалось по действиям и заявлениям многочисленных кандидатов. Среди них было очень много простых граждан, которые раньше ни разу не заявляли о том, что они пойдут в политику. Я считаю, что это такое огромное количество кандидатов нагонялось специально для того, чтобы электорат не заметил, насколько много кандидатов выставили именно пробакиевские силы. То есть нужно было скрыть вот эту часть. Кроме того, по всей стране стали вдруг постоянно вспыхивать какие-то локальные митинги, протесты. В которых и участников-то по 20-50 человек, но ведь раньше этого не было. Чувствовалась какая-то сила, которая готовит население. Возможно, даже к перевороту. Так было во время первых дней предвыборных процессов. Но затем эта схема почему-то дала у них сбой", - отмечает Акеров.
По мнению политолога, причиной смены планов "пробакиевского центра" стала продемонстрированная рядом зарубежных государств, в том числе Россией, поддержка курса нынешнего правительства на дальнейшую демократизацию страны.
"Они (пробакиевские силы) рассчитывали, что Россия, Казахстан и другие внешние игроки будут присматриваться сразу к нескольким кандидатам в президенты, и на их фоне можно было выставить как можно больше своих сторонников", - считает он.
По наблюдениям Акерова, в конце августа, буквально за неделю-полторы, произошел очень большой отсев кандидатов, "потому что уже все поняли - на этой карте больше невозможно что-то сыграть, безработных и безденежных кандидатов пробакиевский центр не стал финансировать".
Предвыборный расклад
В понедельник крупнейшее информационное агентство Киргизии АКИpress опубликовало итоги проведенного им онлайн-опроса, где наибольшее число голосов набрал премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев, за него проголосовали 36,5% читателей. Следом за ним идет лидер партии "Бутун Кыргызстан", бывший спикер и бывший секретарь Совета безопасности Киргизии Адахан Мадумаров с 16,1%. На третьем месте позиция "против всех", которой отдали голоса 10,4%.