Константин Богданов
В ночь на понедельник Россия отправила на орбиту 24-й спутник системы ГЛОНАСС. Впервые с 1996 года отечественная навигационная система может работать в штатном режиме.
Ей, естественно, тут же нашлось дело. Правительство России обязало все компании, осуществляющие пассажирские перевозки (то есть перевозящие более 8 человек в одной машине), с 1 января 2012 года оснаститься аппаратурой ГЛОНАСС. Можно – в варианте ГЛОНАСС/GPS. Невыполнение будет квалифицироваться как грубое нарушение, что может быть использовано для отзыва у перевозчика лицензии.
Вообще, спутниковая навигация на транспортном средстве – штука полезная. Имея всю информацию о передвижениях машин автопарка, можно и маршруты рабочие продумать как следует, и разного рода "левые" заработки водителей свести к нулю.
Польза очевидна, но будет ли экономия? В контексте введения глонассовской обязаловки уже прозвучал аргумент о том, что оборудование стоит всего 10-15 тысяч рублей, а топлива и рабочего времени экономит столько, что на тарифах это никак не отразится.
Здесь кроется некоторое лукавство. Во-первых, помимо собственно навигатора, машины придется принудительно оснащать еще и тахографом. Этаким бортовым "черным ящиком", подробным журналом, куда пишется все о движении транспортного средства: скорость, пробег, время работы и т.п. А он на рынке стоит от 30 тысяч рублей.
Во-вторых, есть еще такая штука, как расходы на установку и сертификацию оборудования. А в России они имеют привычку назначаться весьма причудливо, особенно там, где речь идет о чем-то безальтернативном и обязательном.
И, наконец, главное. Использование спутниковой навигации в автомобильных перевозках, особенно в мегаполисах, – дело нужное и стоящее. Это и городское движение разгрузит, и безопасность на дорогах повысит.
Но для этого необходимо сначала создать и как следует отладить систему управления транспортом на базе ГЛОНАССа. Сформировать единые диспетчерские, обеспечить прозрачный переток информации от компаний-перевозчиков в реальном времени. Наработать опыт оптимизации маршрутов, балансировки движения. И вообще, элементарного понимания картинки, которую даст городу ГЛОНАСС.
И здесь кроется основная проблема глонассизации пассажирского транспорта. Если поднажать как следует, то до конца года, в принципе, можно заставить пассажирские компании хотя бы чисто формально закупить всё необходимое оборудование и весь сложный комплекс услуг по его легализации. Отчитаться по этому направлению – получится.
Но в какой системе мониторинга и управления будут бегать эти спутниковые маршрутки? Кому, как и главное – зачем пойдет информация, одну только возможность снятия которой уже сейчас начнем оплачивать из своего кармана мы, пассажиры? С того ли конца начали поднимать бревно?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции