Брюс Петерсон, куратор открывшейся в Петербурге выставки "Гений да Винчи", рассказал РИА Новости об ошибках знаменитого живописца и изобретателя, о том, зачем они дорисовали его чертежи и показали недорисованную Мону Лизу, и о том, как его парашют испробовали "частично" во Франции. Беседовал Глеб Борисов.
- Ваша выставка - это, скорее, аттракцион или просветительская акция?
- Мне кажется, наша выставка сочетает элементы и образования, и развлечения. Сложно учить, не вовлекая зрителя в некое действие, в интересный ему процесс. Поэтому у нас довольно много именно интерактивных выставочных экспонатов, которые можно потрогать руками, подвигать рычаги, в общем, привести их в действие, и при этом разобраться в их работе. Кроме того, на выставке много сенсорных экранов touch screen, благодаря которым тоже можно самому что-то узнать, уточнить.
- Если честно, а не приходилось ли при сборке изобретений да Винчи доделывать какие-то мелочи, дорисовывать чертежи, может быть, даже исправлять ошибки знаменитого изобретателя?
- Да, хороший вопрос, дело в том, что Леонардо да Винчи старался максимально защищать все свои изобретения и идеи от копирования.
Иногда в своих чертежах, разработках он намерено совершал ошибки, чтобы его изобретение нельзя было воспроизвести. Можно сказать, так в свое время он следил за защитой авторских прав. Например, если мы взглянем на чертежи самоходной телеги, представленной у нас на выставке, то окажется, что колеса обладают разным приводом. То есть по логике Леонардо колеса стали бы вращаться в разные стороны и повозка не двинулась бы с места. В общем, при расшифровке действительно приходилось дорабатывать чертежи и понимать, что за ошибки специально совершал мастер.
- Можете рассказать о процессе создания экспонатов, начиная от чертежей и заканчивая тем, что мы видим?
- Процесс создания выставки был трудоемкий. От 25 тысячи листов из различных кодексов да Винчи до нас дошло только 6 тысяч. При исследовании изобретений нужно было изучить все сохранившиеся рукописи, в каждом случае понять общую идею замысла. Плотники и историки должны были не просто воспроизвести, а уловить общий дух и додумать то, что было упущено. Также определенная сложность возникала с выбором материала, это не везде описано в чертежах. Кроме того, в каждом случае мы должны были определиться с масштабом: так как это передвижная, а не стационарная выставка, объекты не могли быть чересчур громоздкими.
- Вы показываете не просто экспонаты или копии, а, скажем, материальное воплощение идеи…
- Наша концепция заключалась не только в том, чтобы претворить в жизнь изобретения Леонардо, но и дать представление о его разносторонне одаренной личности. Мы старались не забывать при формировании выставки о том, что он был и художником (что знает каждый), и философом, и скульптором, и изобретателем, и анатомом, и организатором придворных празднеств… То есть передать гений эпохи.
- Даже при всем уважении к гению да Винчи не может ли быть серьезной ошибкой, если рассматривать его изобретения вот так, вне контекста? В конце концов, в то время было немало инженеров, создающих военные машины, а арабы уже неплохо описали человеческую анатомию…
- Да уж, такой вопрос можно задать в России, но очень не советую делать это в Италии! (смеется). Действительно, до да Винчи уже существовали представление, например, об анатомии, но в его рисунках есть удивительная точность. И это точность не просто художника, а человека, который посещал больницы и блестяще представлял себе устройство человеческого тела. Что касается военных изобретений, то многие чертежи Леонардо, правда, были доработкой уже существующих аппаратов. Но он смог привнести в них именно то, чего им не хватало. Пожалуй, гениальность да Винчи заключается не в том, что он добился высот в какой-то конкретной области, а именно в том, что не было сфер знания, которых он не коснулся.
- Вы показываете удивительные изобретения да Винчи, но в то же время мы с вами прекрасно знаем, что вот, например, эти летательные аппараты никогда не смогут подняться в воздух…
- Давайте не будем забывать, что Леонардо жил 500 лет тому назад, а затем потребовалось еще 350 лет, чтобы в каком-то смысле доработать его идеи, и человек полетел. Да, это были разработки, концепты. Но, например, парашют, придуманный Леонардо, был испытан не так давно одним французом, который спрыгнул с воздушного шара на высоте 3тысячи метров. И испытание прошло частично успешно.
- Не могу не уточнить у Вас: что значит "частично"?
- На определенной высоте, уже ближе к земле он скинул конструкцию да Винчи и прибегнул к обычному парашюту, только чтобы не быть при посадке травмированным деревянными деталями громоздкого (семь на семь метров) изобретения да Винчи. Но само изобретение работало!
- На Вашей выставке можно увидеть не только изобретения да Винчи, но и виртуальную реконструкцию изначального вида его картин, например, "Моны Лизы". Стоит ли простому зрителю, а не специалисту, видеть, что раньше это полотно была совсем других цветов и что оно не было закончено?
- Лувр посещает порядка 8 миллионов людей в год, которые хотят увидеть "Мону Лизу" в том виде, в котором она дошла до наших дней. Но они видят только существующий образ, а у нас можно посмотреть, как картина создавалась, узнать, какие пигменты использовал живописец, увидеть, в какой технике он работал. Уверяю, эти дополнительные сведения не помешают Вам ни до, ни после посещения Лувра. И уж точно не позволят вам разочароваться в самой "Моне Лизе".