МОСКВА, 30 сен - РИА Новости. Технология оперативного спутникового слежения за айсбергами в проливе Вилькицкого отработана в ходе совместного эксперимента ФГУП "Росатомфлот" и центра космического мониторинга "СканЭкс", сообщает в пятницу пресс-служба "СканЭкс".
Пролив Вилькицкого между полуостровом Таймыр и Северной Землей - наиболее загруженный и узкий участок трассы Северного морского пути, навигация по нему осложнена наличием крупных айсбергов, которые образуются на шельфовых ледниках архипелага Северная Земля.
Совместный эксперимент "Росатомфлота" и "СканЭкс", начавшийся в сентябре, был направлен на отработку технологии оперативного спутникового мониторинга айсбергов в проливе Вилькицкого, чтобы обеспечить безопасную навигацию.
В ходе эксперимента был отработан оптимальный режим съемки со спутника RADARSAT-2, "расширенный детальный" (Wide Fine), который "позволяет втрое увеличить полосу захвата" и обеспечить контроль ледовой обстановки во всем проливе, говорится в сообщении.
"Сведения о положении айсбергов, полученные в результате обработки спутниковых снимков, предоставлялись в штаб ледовых операций ФГУП "Росатомфлот" для передачи на проходящие проливом суда. По данным спутниковых наблюдений, наиболее крупные из айсбергов имели максимальную длину более 200 метров. В дальнейшем проводилась регулярная спутниковая съемка пролива Вилькицкого с целью детектирования айсбергов", - сообщает "СканЭкс".
Северный морской путь (Севморпуть, СМП) - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути с 33 суток до 20 и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.
Объем грузоперевозок по Севморпути от максимального значения (6,7 миллиона тонн в 1987 году) в 1990-е годы упал практически до нуля, однако с 2000 года регулярное использование морских трасс возобновилось. Сейчас, по данным Росатомфлота, перевозки продолжают расти, превысив 3 миллиона тонн в 2010 году, когда была возобновлена проводка по СМП крупнотоннажных танкеров.