Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
В своем обращении к Печерскому суду в Киеве экс-премьер Украины Юлия Тимошенко выразила уверенность, что приговор по ее делу будет обвинительным, хотя вину свою не признала.
Тем не менее поводов для торжества у политических противников Тимошенко немного: процесс над экс-премьером вступает в финальную фазу в невыгодный для власти момент, и суровый приговор может бумерангом ударить по врагам Юлии Владимировны.
В Москве украинская делегация вроде бы приблизилась к компромиссу по вопросу цены на российский газ, а на переговорах с Европейским союзом (ЕС) в Брюсселе Украина вышла на финишную прямую в вопросе о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и политической ассоциации с ЕС.
Обвинительный приговор Тимошенко (а обвинение потребовало для нее 7 лет лишения свободы) в такой момент может сорвать оба важнейших проекта нынешней украинской власти – снижение цен на российский газ и сближение Украины с Евросоюзом.
Контракт под вопросом?
Сначала – о первом проекте. В том, что перевод Тимошенко из следственного изолятора в тюрьму повредит газовым договоренностям с Россией, сомневаться не приходится.
Хотя украинский президент Виктор Янукович и другие представители исполнительной власти открещиваются от какого-либо давления на суд, в Киеве с самого начала на процесс над Тимошенко смотрели как на инструмент для возможного пересмотра газового контракта с Россией. Ведь Тимошенко судят за превышение полномочий при подписании газового контракта "Газпрома" и "Нафтогаза" 19 января 2009 года.
Если Тимошенко признают виновной и, соответственно, превысившей свои полномочия, то ставится под вопрос и контракт, по которому Украина получает газ из России уже почти три года.
Такое развитие событий не в интересах России, которая устами своего президента и премьера призывает Киев придерживаться принятых договоренностей. Выходит, Кремль согласен с Тимошенко, когда она утверждает, что в 2009 году действовала "по-государственному".
ЕС под вопросом?
Теперь – о втором проекте, об ассоциации с Евросоюзом. ЕС устами множества своих чиновников и евродепутатов с самого ареста Тимошенко 5 августа этого года посылает Киеву недвусмысленный сигнал: при лишении свободы Тимошенко и других лидеров украинской оппозиции европейская интеграция Украины вперед не пойдет.
Уже в пятницу в Варшаве украинскому президенту Виктору Януковичу предстоит отдельная встреча с председателем Европейского Союза Херманом ван Ромпеем и главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Хотя встреча пройдет в рамках саммита, посвященного более широкой теме – проекту ЕС по "восточному партнерству", в котором участвует и Украина, – организаторы не делают секрета из того, что отдельный серьезный разговор с Януковичем будет именно о Тимошенко.
Скорее всего, европейские собеседники Януковича потребуют как минимум смягчения участи Юлии Владимировны. Иного выхода им не дают ни заявления депутатов Европарламента, ни постановление 27 министров иностранных дел стран – членов ЕС, принятое на недавнем саммите ЕС по европейской политике соседства.
Наиболее ярко позицию сторонников Тимошенко выразил член Европарламента (ЕП) Уильфред Мартенс, представляющий в ЕП фракцию Европейской Народной партии, с которой у партии Тимошенко "Батькивщина" побратимские отношения. Осудив преследование Тимошенко, Мартенс заявил: "В действующей демократии политические решения принимают граждане через выборы, а не судья… Поэтому Тимошенко и другие члены оппозиции должны быть освобождены немедленно, им должна быть предоставлена возможность принять участие в выборах 2012 года".
Похоже, президент Янукович переоценил прагматизм Евросоюза и недооценил ценностную составляющую в общеевропейской внешней политике. Из интервью министра иностранных дел Украины Константина Грищенко интернет-изданию "Украинская правда" можно предположить, почему это произошло.
Украинское руководство рассчитывало, что ему удастся подписать с ЕС не принимающее во внимание внутреннюю ситуацию в стране экономическое соглашение, обеспечивающее украинским компаниям выход на европейские рынки. А политику вместе с правами человека – отложить на будущее.
Вот слова Константина Грищенко: "Углубленная и всеохватывающая зона свободной торговли между Украиной и ЕС будет создаваться одновременно с установлением отношений политической ассоциации… В соответствии с законодательством ЕС, только политическая составляющая будет отдельно проходить процедуру ратификации в национальных парламентах стран-членов. Для того же, чтобы заработала зона свободной торговли, достаточно будет ее одобрения Европарламентом и Верховной Радой Украины".
Но, как уже отмечалось выше, именно в Европарламенте и собрались горячие защитники прав Тимошенко и украинской оппозиции в целом. Вряд ли их убедят ссылки министра Грищенко и обвинявшего Тимошенко прокурора Лилии Фроловой на то, что и в странах Европейского союза под суд попадали бывшие главы правительств: Гельмут Коль в Германии, Беттино Кракси в Италии и т.д.
Как известно, в результате тех процессов лидеры западноевропейских стран понесли прежде всего политическую, а не уголовную ответственность за свои действия.
"Процесс над Тимошенко может только повредить действующей власти, да и всей Украине в целом, – делает вывод глава киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – Представленные обвинением доказательства неубедительны. В случае обвинительного приговора и посадки Тимошенко эта история может стать для Януковича тем же, чем дело убитого журналиста Гонгадзе стало для его предшественника – бывшего президента Леонида Кучмы".
Как известно, дело Гонгадзе, этого "маленького", по словам его противников, независимого журналиста, через несколько лет кончилось для Кучмы большим политическим поражением. В истории с Тимошенко, лидером сильного оппозиционного блока, развязка может наступить быстрее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции