Рейтинг@Mail.ru
"Елена" – Золушка, убившая принца - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Елена" – Золушка, убившая принца

© Фото : Владимир МишуковКадр из фильма Андрея Звягинцева "Елена"
Кадр из фильма Андрея Звягинцева Елена
Читать ria.ru в
Дзен
28 сентября в прокат выходит "Елена" Андрея Звягинцева – картина, о которой, обыгрывая ее название, сразу хочется сказать, что она "Прекрасная" и "Премудрая". А вот героиня – странная и магическая смесь Золушки, убившей мужа-принца, некрасовской русской женщины, горьковской Вассы Железновой и Реджины Гидденс из знаменитых "Лисичек" Лилиан Хеллман.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

28 сентября в прокат выходит "Елена" Андрея Звягинцева – картина, о которой, обыгрывая ее название, сразу хочется сказать, что она "Прекрасная" и "Премудрая". Лента, получившая в этом году спецприз Каннского кинофестиваля в программе "Особый взгляд", и впрямь такова.

А вот героиня – странная и магическая смесь Золушки, убившей мужа-принца, некрасовской русской женщины (способной справиться со скачущими конями и горящими избами), горьковской Вассы Железновой и Реджины Гидденс из знаменитых "Лисичек" Лилиан Хеллман.

Золушка и ее личный апокалипсис

Андрей Звягинцев не любит морализировать и прямолинейно комментировать свои картины. Он оставляет зрителям свободу интерпретаций, не дает окончательных ответов, рассуждает по-чеховски: дело художника – лишь правильно поставить вопрос, а не решать его.

Андрей Звягинцев о фильме "Елена" >>

И героиню фильма Елену в соответствии с этой логикой стоит оценивать диалектически: не только с обвинениями, но и с оправданиями. И обязательно с учетом социального контекста – поляризации, расслоения общества, незримой психологической "гражданской войны", идущей между богатыми и бедными.

Разве не жаль Золушку – бывшего медработника, уставшую прислуживать Принцу (мужу-миллионеру), вечно униженную, уставшую от напоминаний: "Знай, сверчок, свой шесток"? Судьба Елены – наглядное свидетельство того, что "барство" и "холопство" – явления, не изжитые в России.

"Барин" всячески указывает жене-"прислуге" на ее место, а жена тем временем копит обиду, пестует ненависть к своему мучителю. Елена помнит свою молодость бедной падчерицы и пытается спасти сына Сергея от той же холопской участи. "Елена – мать. Главное для нее – ее дети, – поясняет режиссер. – Ради них она пойдет на любые жертвы. В этом её трагический пафос… ее личный апокалипсис".

Другое дело, подчеркивает Звягинцев, "что "любые жертвы" редко себя оправдывают". Он поясняет: "Дети, вскормленные иждивенческой пищей, подобны подгнившему семени".

И правда: Сергей разительно отличается от матери. Неудачник и иждивенец, севший на шею матери и отчиму-богатею, он явно не хочет работать, решать какие-то проблемы. Точно так же, как и его сводная сестра Катерина – родная дочь миллионера, прожигающая жизнь гедонистка.

Оба инфантильных героя – и Сергей, и Катерина – те самые "люди массы", о которых писал знаменитый испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет ("Восстание масс" 1929 года). Это убежденные потребители, агрессивные в своем желании получить от жизни все и при этом не затратить никаких усилий.

Поэтому, пытаясь помочь семье сына, Елена фактически глубже топит его в иждивенческом "болоте". И кто знает – возможно, ее ждет судьба Вассы Железновой из пьесы Горького, которая все отдала детям, совершила ради них преступление, а потом умирала в одиночестве.

С сожалением, сочувствием и участием

Елена – к тому же дальняя родственница "лисички" Реджины Гидденс из пьесы Лилиан Хеллман. Правда, та фактически убивает больного мужа из желания помочь братьям и поддержать семейный бизнес. Возможно, окажись Елена в других обстоятельствах, она едва ли решилась бы на убийство. Даже внешне это абсолютно положительная героиня (и фактура играющей Елену Надежды Маркиной, как справедливо заметил сам режиссер, абсолютно "народная").

По сути, судьба Елены – продолжение старой трагедии, суть которой сформулировала классическая русская литература XIX века: "Среда заела". Истории таких женщин и сегодня то и дело пополняют криминальные хроники. Случаи с уничтоженными завещаниями часто рассматривают адвокаты. Казалось бы, ситуация – вполне бытовая, отнюдь не шокирующая, характеризующая повседневную российскую действительность.

И все-таки для Звягинцева важно подчеркнуть, что, каковы бы ни были обстоятельства, какова бы ни была коварная "среда", обычных человеческих заповедей – "не убий" и "не укради" – никто не отменял. И эту мысль автор фильма подает не в дидактической, учительской манере (характерной для режиссеров так называемого "большого стиля" – например, Никиты Михалкова), а в манере размышления. С многоточием в финале. С возможностью говорить о героях с сожалением, сочувствием и участием.

Жаль, что картина "Елена" не победила в соревновании за право представлять Россию в "оскаровской" гонке. Жаль, потому что наконец появилась лента, отражающая острейшие социальные болезни России и при этом наглядно показывающая опасность агрессии, которая иногда кажется самым простым решением многих проблем.

"Елену" – рассказ о нежелании разных слоев общества понимать друг друга и договариваться, учиться жить не по логике "барства и холопства", а по логике нормальных человеческих чувств и здравого смысла – по достоинству должны оценить не только в России, но и в любой другой стране с непростым прошлым и пугающим настоящим.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала