Мониторинг "Качество приема в вузы — 2011", проведенный НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, показал, что лучшие абитуриенты стали поступать в вузы не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и крупных университетских центров. Один из них – Пермь. Какие меры предпринимаются в регионе, чтобы лучшие студенты не уезжали в столицы, в интервью РИА Новости рассказал министр образования Пермского края Николай Карпушин.
- Николай Яковлевич, в этом году пермские вузы заняли достойные места в рейтинге, в том числе 10-е место – за Пермским госуниверситетом. Что необходимо делать, чтобы лучшие кадры не уезжали из регионов?
- По моим оценкам, лучшие студенты остаются в Перми, в первую очередь, благодаря целенаправленным мерам региональной политики, которые мы реализуем уже третий год. Все студенты пермских вузов, суммарный балл ЕГЭ которых по результатам трех экзаменов превышает 225, получают стипендию губернатора 5 тысяч рублей. Это касается не только жителей Пермского края, но и иногородних. В этом году в пермские вузы поступило 1100 таких отличников. Среди них более сотни ребят из других регионов, в сравнении с прошлым годом их количество выросло более чем вдвое. И это свидетельствует о том, что наша политика работает.
Несмотря на то, что вузы финансируются федеральным центром, мы также поощряем преподавателей за счет регионального бюджета. Доктора наук в пермских вузах получают доплату в размере до 30 тысяч рублей. Стимулом для них является и возможность работать с хорошими студентами.
- Минобрнауки принимает различные меры для популяризации профессии инженера, есть позитивная динамика качества приема, но все-таки во многие инженерные вузы поступают очень слабые абитуриенты. Отличники не идут, поскольку работу по специальности трудно найти. В Пермском крае – та же ситуация?
- Риск, что выпускники таких вузов не смогут хорошо трудоустроиться, существует. Наша экономика остается в основном сырьевой, и нынешний уровень развития промышленности, к сожалению, не обеспечивает высокого спроса на инженерные кадры и научные исследования. Я недавно встречался с выпускниками наших вузов, обучающимися в аспирантуре за рубежом, они все говорят, что в России спроса на исследования нет, так как нет нормально развитого реального сектора.
Но без нормальных инженерных кадров развитие реального сектора невозможно. Сейчас появилось понимание того, что нам нужно развивать промышленность, и интерес к этой сфере растет. Спрос на техническое образование здесь показателен. Кстати, в этом год среди абитуриентов пермских вузов, средний балл которых свыше 75, 52% составили технари и 48% - гуманитарии. Из-за того, что технические направления подготовки более востребованы, мы в следующем году планируем увеличить порог, после которого студентам гуманитарных направлений будет выплачиваться стипендия, до 240 баллов. А для технических оставить нынешние 225.
- Результаты мониторинга показали, что в педагогические вузы по-прежнему идут люди с низкими баллами ЕГЭ. Тем не менее Пермский государственный педагогический университет собрал неплохой контингент для своей группы вузов — со средним баллом 63,6. С чем это связано?
- Тут есть два фактора. Во-первых, Пермский край принимает активное участие во всех реформах образования последних пяти лет. Мы довольно рано ввели нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда. В результате у нас достаточно высокие зарплаты учителей. В большинстве территорий Пермского края учителям платят заметно больше, чем в среднем по экономике региона, а в северных районах они получают довольно много по любым меркам. Мы доплачиваем за ученую степень, поощряем учителей защищать диссертации. В результате профессия приносит стабильный и вполне нормальный доход.
Во-вторых, не все выпускники педагогических вузов идут работать в школу – некоторые, особенно если они знают иностранные языки, находят другую работу, так как получают хорошую подготовку и востребованы на рынке труда. Учитель — это ведь человек, который не только много знает, но и что-то умеет. Это выгодно отличает его от многих других выпускников вузов.
- Некоторые ректоры объясняют низкий уровень знаний абитуриентов, особенно по естественнонаучным предметам, плохой работой школы. Это действительно так?
- Я много лет работаю в системе образования и привык осторожно относиться к оценкам школы со стороны ректорского корпуса. Сейчас, кстати, эти оценки стали не так резки, как были до введения ЕГЭ, когда вузы сами проводили вступительные экзамены. Помню, как в конце 1990-х сложность вступительных экзаменов доходила до уровня второго курса вуза, а качество вузовской программы при этом совершенно не менялось. Если ректоров что-то не устраивает, пусть обратятся к разработчикам стандартов для школы и контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ - помогут им повысить планку.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости