Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Десятилетиями танцовщики из России и СССР уезжали на Запад, меняя московский или ленинградский балет на американский или британский. Этот сезон в Большом театре начинается необычно: к открытию в конце октября обновленного "королевского дворца" - исторической сцены - в качестве премьера в труппе впервые появится артист Американского театра балета (ABT) Дэвид Холберг.
Бренд "советский балет" в свое время котировался за рубежом так же высоко, как "спутник" или "автомат Калашникова". Российское балетное искусство на протяжении многих десятилетий взращивало таланты urbi et orbi - городу и миру. Беглецов из советского хореографического "рая" - Рудольфа Нуреева в 1961 году, Михаила Барышникова в 1974 году и Александра Годунова в 1979 - за рубежом встречали как талантливых артистов, достойных лучших ролей.
Кстати, Барышников в 1980-е годы был директором и балетмейстером ABT, а его влияние на американский балет было бы недостаточно определить как просто огромное. Нина Ананиашвили, звезда Большого театра, в 1993 году стала прима-балериной того же ABT.
Какого влияния на балет Большого стоит ждать от американца Дэвида Холберга, 29-летнего артиста ABT, который уже в начале ноября будет танцевать в "Жизели" Адана, затем в "Спящей красавице" Чайковского и других "фирменных" балетах Большого?
Холберг намерен разрабатывать Клондайк Большого
Стоит ли повторять, что по премьерам и прима-балеринам судят обо всем театре в целом? В свое время по артистам плеяды Юрия Григоровича - Владимиру Васильеву, Екатерине Максимовой, Наталии Бессмертновой, Михаилу Лавровскому, Марису Лиепе - судили о советском балете как явлении. Да и нынешний руководитель балета Большого театра Сергей Филин подчеркивает: "Театр - это люди".
По прежним выступлениям в Большом и Мариинском театрах в 2008-2011 годах в качестве приглашенной звезды Холберг известен как виртуозный танцовщик, классический "принц", исполнитель романтических партий. Таких хореографических "лириков" с безупречной техникой в балетном мире не так уж много. Такая же репутация в свое время была - и остается - у Сергея Филина.
Кстати, именно Филин пригласил артиста ABT поработать в Большом театре в качестве премьера. Алексей Ратманский - экс-глава балета Большого - задействовал Холберга в своем "Щелкунчике" в 2010 году в ABT. В этом году на балетном фестивале "Мариинский" Холберг станцевал партию Зигфрида в "Лебедином озере".
Из опыта выступлений на российских сценах Дэвид Холберг сделал вывод, который в применении к отечественному балету звучит хотя и лестно, но весьма тривиально. Артист отмечает, что в России к балету относятся как к серьезному, "высокому искусству".
Этот вывод, впрочем, напрашивается сам собой, если изучать историю российского балета и смотреть записи спектаклей. И даже сейчас, когда старая школа постепенно уходит, уступая натиску новых пестрых концепций хореографии, Большой балет все еще воспринимается как золотой запас, Клондайк, который можно еще разрабатывать и разрабатывать.
Холберг обещает "уважать традиции" российского балета. Это позиция весьма осмотрительная. Большой театр за последнее десятилетие немало и смело экспериментирует, и все-таки чересчур экстравагантные, отвлеченно-акробатические, эпатажно-невнятные постановки российская публика далеко не всегда принимает.
Так было в сентябре прошлого года, когда французский хореограф Анжелен Прельжокаж сделал в Большом театре постановку "Creation 2010". После спектакля с грандиозным замыслом - показать Сотворение мира и Апокалипсис - и критики, и многие зрители выразили недоумение по поводу туманного пантомимического действа, которое распадалось на куски и лишь временами искрило эмоциями. Звучали и другие мнения: мол, российская публика чересчур консервативна для того, чтобы правильно воспринять спектакль-шок с чуждой танцевальной техникой. И все же дело вовсе не в технике. Вопрос в том, насколько близки чувства и настроения спектакля публике. И есть ли они вообще, или экспрессия спектакля ограничивается телодвижениями?
"Будет еще лучше"
Возвращаясь к Дэвиду Холбергу, стоит сказать, что техника - не единственное его преимущество. По крайней мере, его работы критики никогда не называли невыразительными, механистичными.
Большой театр продолжает осваивать наследие Джорджа Баланчина. В этом сезоне помимо "Рубинов" он представит "Изумруды" и "Бриллианты" - две другие части триптиха "Драгоценности" Баланчина. В освоении театром богатств русско-американского хореографа-классика новый премьер Холберг может сыграть свою роль.
Он станцевал немало одноактных балетов Баланчина, а также Фредерика Аштона, Уильяма Форсайта, Твайлы Тарп и других знаменитых балетмейстеров. Артисты Большого не раз признавались, что нелегко привыкают к хореографии Баланчина. Тут Холберг вполне может претендовать на роль консультанта, передать опыт новым коллегам.
На днях на сборе труппы Большого Сергей Филин, обращаясь к коллегам, заметил: "Меня часто спрашивают, будет ли театр таким же, каким был раньше?... Глядя на вас всех, я думаю, что он будет еще лучше".
Заявление многообещающее, особенно с учетом того, что 28 октября официально откроется историческая сцена. Сейчас театр живет не просто полной, но лихорадочной жизнью, готовясь снова удивить публику. А публика верит, что в новом сезоне ее удивят… приятно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции