Рейтинг@Mail.ru
Московская биеннале: "лишние" проекты и коммерческие спутники - РИА Новости, 26.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Московская биеннале: "лишние" проекты и коммерческие спутники

© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкМосковская биеннале современного искусства "Переписывая миры"
Московская биеннале современного искусства Переписывая миры
Читать ria.ru в
Четвертая Московская биеннале, которая открылась в пятницу в столице, сразу вызвала ряд вопросов как у зрителей, так и у кураторов и художников - зачем такое огромное количество проектов проходит одновременно, порождая комплекс неполноценности у главного - основного - проекта.

МОСКВА, 26 сен - РИА Новости, Мария Ганиянц, Ирина Саминская. Четвертая Московская биеннале, которая открылась в пятницу в столице, сразу вызвала ряд вопросов как у зрителей, так и у кураторов и художников - зачем такое огромное количество проектов проходит одновременно, порождая комплекс неполноценности у главного - основного - проекта.

Биеннале проходят по всему миру в крупных и не очень городах, охватывая различные темы - от классической живописи до передовых технологий. Неизменным остается периодичность - раз в два года, что позволяет достичь более качественного результата в основном проекте - главной выставке. Куратор продумывает концепцию, отбирает художников, ищет площадку и, наконец, представляет всю историю целиком.

В это время параллельно к биеннале прирастают специальные проекты, художественные ярмарки, которые подгадывают по числам, и огромное количество других выставок, порой "затирая" саму виновницу торжества. В этот раз параллельно с Московской биеннале проходят Премия Кандинского, ярмарка "Арт-Москва", дискуссионный проект "Аудитория Москва" и еще около 70-ти, а по другим подсчетам 90 проектов.

С одной стороны, создается огромное арт-пространство на время биеннале, куда приезжают необходимые для функционирования арт-системы деятели - коллекционеры, кураторы, галеристы, критики, а с другой стороны, именно огромное количество вернисажей раздражает участников процесса: зрители дезориентированы, а приехавшие носятся по малознакомому городу, не совсем понимая, куда именно нужно успеть, чтобы посмотреть все.

Праведный сговор

Собственно, объединить три важных события - биеннале, "Арт-Москву" и Премию Кандинского было решено скорее от безысходности, чем благодаря некоей согласованной стратегии развития российского современного искусства.

Идею стать сателлитом биеннале два года назад в разгар кризиса предложила член экспертного совета ярмарки Айдан Салахова, и "Арт-Москва" сдвинулась с традиционного весеннего вернисажа на осень.

Посмотрите фотоленту "Арт-московская ярмарка в ЦДХ" >>

"Правильно, чтобы "Арт-Москва" была параллельно биеннале. Такая практика распространена в мире, вокруг коммерческих проектов-ярмарок проходят выставки и другие мероприятия. Например, во время Недели современного дизайна в Лондоне идут ярмарки, вернисажи, на это время британская столица становится огромным центром мирового дизайна", - рассказал в интервью РИА Новости организатор "Арт-Москвы" Василий Бычков.

По мнению Бычкова, позитивно и возникновение рядом с некоммерческой биеннале коммерческих ярмарок вроде Cornice, появившейся параллельно Венецианской биеннале в 2007 году, или Стамбульская биеннале, которая только что прошла параллельно с арт-ярмаркой.

"Тем более, эта тактика оправдана в России при наличии скудной арт-сцены, хотя это рискованно для "Арт-Москвы", которую сравнивают с недешевым проектом биеннале", - пояснил он, добавив, что всем приехавшим на биеннале будет также интересно оценить и рынок. На вопрос, пригасили ли на ярмарку галерею Marlborough (одну из самых авторитетных и успешных галерей в мире), он только усмехается. "Конечно, пригласили, только она не приехала, потому что ярмарка, как не крути, убыточна. А ведь она является проекцией рынка", - посетовал он.

Учредитель Премии Кандинского Шалва Бреус поддержал Бычкова. "Ярмарка "Арт-Москва" находится в стадии раннего стартапа, и для нее важно оседлать дополнительный поток людей", - сказал он РИА Новости, выразив уверенность, что ни ярмарка, ни выставка премии не оттянут внимание от основного проекта.

Бреус отметил, что будущее истории искусств создается "здесь и сейчас", и у каждой из институций есть глобальная задача - помогать развиваться искусству. "Музеи, биеннале, ярмарки, премии - все они работают на искусство. Благодаря этим институциям искусство и развивается, художник может работать, он включается в национальный, а потом и в международный контекст", - пояснил он.

Феномен концентрации

Комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн также уверен, что такая консолидация всем в плюс. "Ни "Арт-Москва", ни Премия Кандинского не входят в специальную параллельную программу, это было их решение: иностранцам действительно удобнее приезжать, когда все происходит одновременно", - сказал он РИА Новости.

Номинанты на "Премию Кандинского" >>

Бакштейн признался, что слышит упреки в переизбытке проектов в параллельной и специальной программах. Некоторые эксперты предлагают считать биеннале фестивалем искусств, но Бакштейн не согласен с такой критикой.

"Система была придумана, начиная с первой биеннале, когда было два каталога - красный для основного проекта и синий для спецпроектов, и была большая параллельная программа. Но задача биеннале - сделать современное искусство более понятным, воспринимаемым в обществе и консолидировать все инициативы и институции. Нас мало, но у нас есть пусть небольшое, но развитое художественное сообщество, и мне представляется важным продемонстрировать эту консолидацию", - добавил он.

Бакштейн пояснил, что события привлекают внимание международной художественной общественности, развивая процесс реинтеграции России в международное художественное сообщество. Он также напомнил, что не только Московская биеннале провоцирует арт-среду: излишек проектов - частое явление подобного рода событий и в мире.

Аттракционы современного искусства на Московской биеннале >>

На самом деле, вся эта каша даже создает соревновательный дух: художники, хоть и ругаются, стараются привлечь внимание любыми способами именно к своему проекту при помощи социальных сетей или вирусной рекламы, а кураторы, например, - нанять рабочих и найти всю необходимую технику, на которую появляется особый спрос. Как отмечает куратор трех проектов в рамках биеннале Андрей Паршиков, даже у компаний, производящих проекционное оборудование, его не осталось на время биеннале.

Таким образом, основной проект биеннале, который в этом году делает великий человек для истории современного искусства - Петер Вайбель, и который посвящен различным медиа и их влиянию на устройство мира, выполняет необходимую и важную функцию. Он становится центробежной силой, ускоряя сам процесс современного российского искусства (кто не успел вписаться в месяц проведения биеннале, тот опоздал на два года вперед), и провоцирует волну интереса к нему, пусть это и не сразу понимают зрители и приехавшие западные арт-деятели.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала