Андрей Муртазин, политический обозреватель, специально для РИА Новости.
Рокировка правящего тандема Медведев-Путин была вполне ожидаемым сценарием, как в России, так и за рубежом. Главная внутриполитическая интрига разрешилась. Несмотря на то, что до президентских выборов остается еще почти полгода, ни у одного человека за рубежом, хоть мало-мальски знающего Россию, нет сомнений в их исходе - президентом страны станет Владимир Путин, премьер-министром, вероятнее всего - Дмитрий Медведев. И на Западе, и на Востоке эксперты, политики, журналисты, и наконец, простые граждане задаются вопросом - изменится ли внешняя политика России в ближайшие 6, а может быть, и 12 лет, каковы будут ее основные векторы.
Охлаждение отношений с Западом
Внешняя политика России президента Медведева, в сущности, мало чем отличалась от политики его предшественника Владимира Путина. Главным ее достижением было, безусловно, потепление российско-американских отношений. Следствием и апогеем "перезагрузки" Медведева и Обамы стало подписание в 2010 году в Праге договора по СНВ. Безусловно, в плюс обоим президентам было и беспрецедентное урегулирование российско-американского "шпионского скандала" - быстрый и выгодный России обмен "проваленными" агентами.
Новому президенту достанутся старые нерешенные вопросы. Это, прежде всего, система ПРО в Европе, реализацию которой, с приходом Путина, США безусловно будут форсировать. Россия вынуждена будет принимать контрмеры, к примеру, размещение ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области.
Не менее сложным будет выстраивание диалога с Великобританией, по-прежнему требующей от России выдачи убийц Александра Литвиненко, не забывшей закрытие офиса Британского культурного центра (British Council) в Москве, а также изгнание из российского бизнеса топ-менеджеров британской нефтяной компании British Petroleum (BP).
Кроме этого, не следует забывать, что именно в Лондоне нашли убежище беглые российские бизнесмены и политики во главе с Борисом Березовским, а также Ахмед Закаев и другие известные чеченские сепаратисты. Недавний визит британского премьера Дэвида Кэмерона в Москву был скорее ознакомительным, чем результативным. До тех пор, пока Москва и Лондон не пойдут на реальные уступки друг другу, что крайне маловероятно, их отношения по-прежнему будут в состоянии застоя.
Гораздо проще Владимиру Путину будет иметь дело с другими странами Старого Света, прежде всего, с Германией Ангелы Меркель, Францией Николя Саркози и Италией Сильвио Берлускони.
Во первых, эти страны в большой степени зависимы от российских поставок нефти и газа, во-вторых у России с ними нет особо серьезных экономических разногласий, а в-третьих, у Путина сложились весьма теплые, даже дружеские отношения с руководителями этих государств, как нынешними, так и бывшими.
Усиление экономического и политического присутствия в СНГ
Страны СНГ останутся одним из главных приоритетов внешней политики Кремля. И дело вовсе не в ностальгии по Советскому Союзу, а в экономических интересах.
Сельскохозяйственная и особенно промышленная продукция, производимая на Украине, в Белоруссии, Молдавии, в странах Закавказья и Средней Азии просто не дотягивает, как правило, до европейских и мировых стандартов, и основным рынком ее сбыта еще долго будет Россия.
В Россию стремится и основной поток трудовых мигрантов из этих стран. Регулирование и ограничение этого потока - одна из непростых задач будущего президента.
Весьма сложной для Путина будет и нормализация российско-украинских и российско-белорусских отношений, обострившихся исключительно на экономической основе. Но у России есть рычаги политического и экономического давления на соседей, и они, скорее всего, будут использованы в полной мере.
Несомненно и то, что Россия при президенте Путине будет одновременно усиливать свое военно-политическое присутствие в СНГ, особенно в странах Средней Азии, активно используя свои военно-политические институты, такие как ШОС и ОДКБ.
Старые и новые друзья в Азии, Африке и Латинской Америке
"Арабская весна" не просто застала врасплох российскую дипломатию, но и поставила вопрос о будущем российских энергетических и военных контрактов. Ливия тому яркий пример, на подходе - Сирия.
Владимиру Путину предстоит весьма нелегкая миссия - сохранить где можно старых друзей, а там, где их уже нет, выстраивать отношения с новыми людьми, с которыми прежде никогда не приходилось иметь дело. На Востоке очень многое завит от личных качеств политика, его харизмы, которой Путину не занимать.
Но все же, главным вектором азиатской политики России в ближайшие годы будет отнюдь не Ближний Восток, а Китай, Индия, Южная Корея, другие страны Тихоокеанского региона. Именно им нужны российские нефть и газ, а России - их качественные и дешевые товары. Индия и Китай также являются крупнейшими импортерами российского оружия.
Вопреки недовольству Вашингтона, Москва будет стремиться развивать отношения со странами Латинской Америки. И дело не только в военных контрактах с Венесуэлой, и не только в личных симпатиях Путина и Чавеса. Интересы России во многом совпадают с интересами латиноамериканской интеграции.
Речь идет о формировании нового международного экономического порядка, который уменьшает экономическую зависимость от американского доллара и от транснациональных финансовых структур. За это выступает большинство латиноамериканских стран: Венесуэла, Бразилия, Боливия, Никарагуа, Куба, Эквадор. И России с ними по пути.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции