День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".
В 2011 году эта дата приходится на 25 сентября.
Машиностроительный комплекс - базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно‑энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно‑промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысяч крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении - около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.
Машиностроение включает в себя более 20 подотраслей, в том числе энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное, сельскохозяйственное и автомобильное машиностроение, строительно‑дорожное и коммунальное машиностроение, станко‑инструментальную промышленность, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио‑ и электронная промышленность и др.
В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение; 12,3% - на электротехнику и приборостроение; 10,3% - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; 6% - на химическое и нефтехимическое машиностроение; 2,4% - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности; 2,1% - на строительно‑дорожное машиностроение; 1,9% - на станко‑инструментальную промышленность; 1,8% - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; свыше 35% - на оборонные и другие подотрасли.
Развитие машиностроительного комплекса - среди основных приоритетов социально‑экономической политики президента и правительства РФ. В общей сложности за 2009‑2010 гг. только из федерального бюджета в отечественное машиностроение, включая предприятия оборонно‑промышленного комплекса, было направлено порядка 400 млрд рублей.
Эти ресурсы были направлены на прямую помощь предприятиям, а также на субсидирование процентной ставки по кредитам, техническое перевооружение и предоставление госгарантий по кредитам, другие меры поддержки, которые позволили сохранить потенциал отрасли, заложить основы для развития.
За 2010 год производство продукции увеличилось почти во всех секторах машиностроения и особенно - в тяжелом и энергетическом машиностроении. В целом рост производства в отрасли составил около 25%.
Российское машиностроение немыслимо в отрыве от мировых тенденций.
Самостоятельно или в партнерстве с российскими фирмами в России успешно работают такие гранды машиностроения как "Сименс", "Фольксваген", "Рено", "Фиат", "Пежо Ситроен", "Хендай", "Магна", "Тойота" и многие другие.
Активно создаются специальные площадки для размещения производств - особые экономические зоны, технопарки, региональные индустриальные парки, такие как в Калуге, в Липецке, Томске, Татарстане, в других регионах Российской Федерации.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников