Бывший главный тренер белорусского БАТЭ и новосибирской "Сибири" Игорь Криушенко в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Алексею Фомину вспомнил неудачный, но яркий сезон-2010 сибиряков, рассказал о том, как весной расстался с новосибирским клубом, и предположил, что возвращение в российский футбол возможно.
Хочется вернуться
- Чем занимаетесь после майской отставки из "Сибири"?
- Первые три месяца восстанавливал силы, а сейчас уже стараюсь найти работу. Постоянно смотрю футбол, отслеживаю разные тенденции. В начале сентября приезжал в Москву, где несколько раз был на базе ЦСКА в Ватутинках, смотрел за тренировками команды, общался с Леонидом Слуцким и тренером по физподготовке Паулино Гранеро. Заодно посетил матч сборных России и Македонии.
- Для вас работа в России приоритетный вариант?
- Да. Поработав в России, вкусив российского футбола - и первого дивизиона, и премьер-лиги - хочется сюда вернуться снова. Достаточно сильный чемпионат, жесткая конкуренция - для тренера это интересная работа. Вернуться в премьер-лигу было бы здорово, в первый дивизион - тоже хорошо, если приходить в клуб, ставящий амбициозные задачи.
- Конкретные варианты трудоустройства в России были?
- Конкретных не было. Знаю, что находился в списке кандидатов у некоторых клубов в период июньской тренерской чехарды в российской премьер-лиге и первом дивизионе, но не более того.
- После отставки Валерия Непомнящего с поста главного тренера "Томи" в СМИ всплывала ваша фамилия. Это соответствует действительности?
- Нет. Хотя я бы с удовольствием поработал бы в этой команде, тем более, что сибирский регион мне хорошо знаком.
Вратарские ошибки
- За два года работы в "Сибири" что-нибудь вас разочаровало в российском футболе? Например, судейство.
- Этот вопрос стараюсь не обсуждать. У каждой команды, в том числе той, которую я тренировал, могут быть претензии к судейству. Понятно, что момент неприятный, но оценить ситуацию объективно сложно. Судьи тоже люди, и если ошибается тренер, то почему этого не может сделать арбитр? Полагаю, что любой тренер скажет вам то же самое. Есть моменты, которые раздражают - в первую очередь то, что мы зависимые люди, а ошибка судьи влияет на результат, а крайним оказывается тренер. Отсюда мы часто бываем столь эмоциональны.
- Но тренер и игроки могут отличить, когда происходит простая ошибка или целенаправленное убийство команды?
- Я думаю, что это может определить любой футбольный специалист.
- Вы сказали, что тренеры тоже ошибаются. Ваша главная ошибка в сезоне-2010?
- Не всегда угадывал с вратарской позицией - были игры, которые мы в этом плане просто провалили. Надеялся, что человек уровня и класса Войцеха Ковалевски больше поможет, чем молодой Алексей Солосин. Возможно, были матчи, где надо было сыграть в оборонительный футбол, закрывшись сзади и ловя ошибку соперника. А в конце сезона, когда нужно было набирать очки, ситуация уже заставляла чуть ли не в каждой игре пытаться оказывать давление. Не скажу, что играли первым номером - естественно, по подбору игроков мы для этого не так сильны, но все равно пытались отодвигать игру от своих ворот, и тот факт, что в итоге мы забили очень приличное количество мячей, что-то значит.
- В межсезонье, когда "Сибирь" готовилась к дебюту в премьер-лиге, вокруг замены ушедшему в ЦСКА Сергею Чепчугову ходили разные слухи. В частности, к вам сватали Антона Шунина, Алексея Ботвиньева и Петра Вашека, который в итоге пришел летом.
- Шунин отказался от аренды в Новосибирск, а по Ботвиньеву не сошлись в арендной цене с владевшим на него правами "Сатурном". В тот момент "Сибирь" не могла потянуть такой суммы. По Вашеку зимой была одна цена, а летом другая, в результате чего мы взяли его в аренду с правом выкупа, которым воспользовались в конце сезона.
Игра в смелый футбол
- Финансовый аспект сильно сковывал трансферную политику?
- Да. Старались приглашать футболистов доступных по цене и условиям, а также имеющих опыт игры в премьер-лиге. Но учитывая возможности клуба, могли себе позволить немногое, а в некоторых просто ошиблись. Летом у нас оказались немного развязаны руки после продажи в "Рубин" Алексея Медведева. На деньги от его трансфера удалось усилиться более-менее добротными футболистами Вашеком, (Величе) Шумуликовски, (Рохером) Каньясом, (Стивом) Джозефом-Реннетом, (Бартоломеем) Гржелаком, здесь удачно сработала селекционная служба и спортивный директор Игорь Скляров, а также председатель Попечительского Совета Николай Скороходов, находившийся непосредственно рядом с командой.
- Дальнейшая судьба кого-то из футболистов прошлогодней "Сибири" вас удивила?
- Считаю, что Медведев неплохо выступает. Своей игрой в "Сибири" он однозначно заслужил переход в "Рубин" и уже в зрелом возрасте попробовал себя в Лиге чемпионов. Остальные ниже своего уровня не опустились. Рад за тех, кто остался в премьер-лиге. Алексей Аравин не часто играл в "Волге", но сейчас в "Спартаке-Нальчике" твердый игрок основного состава. На мой взгляд, это показатель. Дима Молош сейчас травмирован, но в начале сезона в "Крыльях Советов" постоянно выходил на поле. Что касается тех, кто так и остался в первом дивизионе, то, наверное, они просто объективно не смогли прыгнуть выше своего уровня, но при этом ниже своей планки не упали, так что кого-то со знаком минус не выделю. А тем, кто удержались в премьер-лиге, честь и хвала.
- Авантюрный стиль "Сибири" в премьер-лиге вы намеренно прививали? Или дело было в ошибках вратарей и обороны, из-за которых команда почти всегда пропускала первой и были вынуждена идти вперед, раскрываться?
- В первом дивизионе, пока команда не обрела уверенность, мы набирали очки за счет успешной игры Чепчугова, обороны и стандартных положений. Но потом, когда игроки поверили в себя, мы стали действовать более смело и, бывало, забивали за матч по 4-6 голов. В премьер-лиге сразу не заладилось. Все эти ошибки загнали нас в угол - после первых семи туров мы набрали только одно очко. Только в девятом туре с "Ростовом" (2:0) выиграли первый матч. Это заставляло нас постоянно забивать, а для этого нужно больше атаковать. Ну и непредсказуемость вратарской позиции заставляла отодвигать игру как можно дальше от наших ворот, и мы высоко встречали соперника, больше прессинговали. Это было большим риском, поскольку сзади образовывались большие свободные зоны, соперник получал оперативный простор. Яркий пример: домашняя игра с "Анжи", которую могли вытащить после 0:3 в первом тайме и двух удалений Аравина и Александра Макаренко во втором. Был счет 2:3 и еще два великолепных момента, а там на эмоциях могли бы даже выиграть. Пропустили в концовке с контратаки четвертый мяч, но это уже не имело значения.
- Когда поняли, что уже не спастись?
- Домашнее поражение от "Алании", когда вели 1:0 и пропустили два гола в компенсированное время, по нам очень сильно ударило, но как тренер я ни одним словом и действием не показал ребятам, что мы фактически вылетели, и команда играла до конца. На мой взгляд, осенью "Сибирь" ни одного матча не отдала без боя, за исключением, может быть, двух разгромов от "Динамо" (1:4), когда сломался Вашек, и "Зенита" (2:5). В остальных матчах мы если проигрывали, то с разницей не более одного гола. Скажем, ЦСКА в Химках мы дали бой, проиграв 0:1. Получилась достаточно вязкая игра. С "Локомотивом" в Москве сыграли вничью (1:1). Да, моментов было у наших ворот много, но мы сумели проявить характер.
Наверное, понимал, что выкарабкаться будет тяжело, но эмоции не позволяли отпустить руки - того же требовал от игроков.
Надо уходить сразу
- После отставки не пожалели, что не ушли по окончании сезона и продолжили работу в "Сибири" в первом дивизионе?
- Учитывая то, как расстался весной с руководством, пожалел. Надо было уходить сразу после вылета, но хотелось повторить достижение 2009 года, доказать, что мы тогда не случайно вышли в высший эшелон и вернуть премьер-лигу в Новосибирск, принеся радость болельщикам, о которых я до сих пор вспоминаю с теплотой.
- Давно возникли разногласия с руководством?
- С подготовительного периода к нынешнему сезону. С первого сбора Вадим Владимирович Данилов, член попечительского совета клуба, мне повторял: не выиграешь первые две игры – уволю. А когда не очень удачно играли на сборах, начиналась прямо-таки паника. Так все это и перешло в чемпионат.
- Весной команда забуксовала из-за этого?
- Пройти турнир в первой лиге без спадов очень сложно. Проблема была в том, что комплектование проходило вплоть до последнего дня трансферного окна. Мы очень долго искали крайних защитников на смену Молошу и Аравину, опорного хавбека, поскольку в условиях лимита (не больше трех легионеров на поле в первом дивизионе) нельзя была одновременно ставить Шумуликовски и Каньяса, хотя периодически приходилось ради этого перекраивать центр обороны, сажая на лавку Томаша Выходила. Сами знаете, как не хватает в опорную зону и центр обороны квалифицированных футболистов с российским паспортом. Плюс нас подкосила череда травм. Сломались Вагиз Галиулин, Иван Нагибин, прооперирован Евгений Зиновьев, в результате чего пошли ограничения в крайних хавах, а эта позиция очень энергозатратна и требует ротации в условиях спаренных игр, которые практикуются в первом дивизионе. Я остался с Максимом Астафьевым и Денисом Скороходовым, выполнявшими большой объем работы, но в условиях игр "через два дня на третий" свежести им не хватало. Все сошлось одно к одному, и в итоге не скажу, что провалились, но неудачно играли на выезде, что стало основной причиной недовольства мной руководством. Но я считаю, что причины неудач были объективные. Физически команда была готова хорошо. Претензии понимаю, тренер должен давать результат, но если взглянуть вглубь командных процессов... В общем, когда я уходил, мы отставали от первого места на четыре очка - сейчас вы сами можете заглянуть в таблицу.
- Как произошел процесс отставки?
- Меня вызвали и сказали, чтобы писал заявление. А я человек эмоциональный - взял и написал. На этом закончили.
- В предыдущие два года со стороны было ощущение идиллии между командой, тренерским штабом и руководством.
- Тогда руководство было немного другое. В 2009-2010 годах от попечительского совета рядом с командой был Николай Александрович Скороходов, а в этом - Данилов. Со Скороходовым мы оказались единомышленниками в плане работы с командой. В 2009 году у нас действительно была такая атмосфера, что даже к периодическим задержкам зарплаты ребята относились с пониманием.
- В премьер-лигу можно выйти без "околофутбольных" технологий?
- Если есть достаточно сильный подбор футболист, и ему поставлена игра, то такое возможно.
Новый уровень Белорусов
- В расставании с "Динамо" (Минск) история была похожая на новосибирскую?
- В чем-то сходства есть - в "Динамо" тоже президент не всегда понимает, чего хочет. В душе это всегда обидно, но всем воздается по заслугам - это жизненный закон.
- Последние успехи белорусской тренерской школы в лице вас, главного тренера БАТЭ Виктор Гончаренко и рулевого львовских "Карпат" Олега Кононова являются тенденцией или стечением обстоятельств?
- На мой взгляд, школа у нас хорошая, но успехи, и спрос на отдельных ее представителей в России и Украине нужно рассматривать с точки зрения их амбиций и личного желания каждого получать знания и прогрессировать на тренерском поприще.
- Сборная Белоруссии удачно стартовала в текущем отборочном цикле Евро, но в последнее время сдала.
- Отобрать очки у Франции в Париже и Минске - это очень хороший результат, и, какие бы проблемы не были у соперника, объяснять его только этим неправильно. Наша сборная может играть и набирать очки, но пока далеко до стабильности, иначе бы давно вышли на ЧЕ или ЧМ. А сейчас имеем то, что имеем - отбираем очки у грандов, а потом проигрываем дома прямым конкурентам. Видно, что сборная постепенно выходит на другой уровень, но еще не хватает менталитета, который есть у России и Украины, которые уже были на топ-турнирах и имеют хорошую практику.
- После выхода "Сибири" в премьер-лигу ходили слухи, что вы можете возглавить сборную Белоруссии.
- Меня приглашали не главным тренером, а помощником Бернда Штанге. Это могло быть интересно, но я находился в предвкушении дебюта в премьер-лиге, поэтому был согласен войти в штаб только на условиях совмещения с работой в "Сибири". Мне было отказано, и потом понял, что вряд ли бы сумел разрываться на две работы. В сборной немного другая специфика работы. И такой насыщенной, как в клубе, не может быть, поэтому я пока еще не созрел для этого.
- В чем причины недавнего успеха молодежной сборной Белоруссии, завоевавшей бронзу ЧЕ в Дании?
- Я бы выделил наличие хороших тренерских кадров, а также стремление белорусских юношей чего-то в этой жизни добиться, обратить на себя внимание селекционеров хороших клубов, обеспечив будущее себе и своей семье. Все-таки в России молодежь уже в этом возрасте получает приличные деньги и их уже тяжело мотивировать.
- Игорь Шитов и Павел Нехайчик предпочли Лиге чемпионов с БАТЭ переход в оставшееся без еврокубков московское "Динамо". Понимаете их?
- В Белоруссии они выиграли все. И чтобы расти дальше, нужен шаг вперед в более сильный чемпионат. Плюс еще клубы договорились. Надо понимать, что БАТЭ никогда не продает футболистов, если предварительно не находит им замены – это вполне разумно.
- Со стороны кажется, что в Белоруссии все клубы умеют жить по средствам. Там возможен вариант "Сатурна", "Жемчужины", "Томи" или прошлогодних "Крыльев Советов"?
- Печально, что это происходит в России, и достаточно самобытные команды исчезают, и регионы их теряют. Но все-таки, на мой взгляд, нужен какой-то минимум в бюджете, чтобы не было этих моментов. Что касается Белоруссии, то возможно все, но у нас большая часть клубов находится на государственной дотации, распространяется соответствующий указ президента. И минимум бюджета обеспечивается государством. В целом, в Белоруссии реально смотрят на вещи и формируют состав исходя из своих финансовых возможностей.
Вернуть нормальный сон
- Какие наиболее яркие воспоминания от Новосибирска?
- Болельщики, поддерживавшие нас всегда. Еще вспоминаю, как приходилось тренироваться по щиколотку в снегу, поскольку подогрев на искусственном газоне работа исправно, но местные теплостанции были настроены на одну температуру, чего оказывалось недостаточно, чтобы выдержать снегопад, но работники стадиона всеми силами его расчищали, и мы более-менее могли тренироваться, тем более, наличие искусственного покрытия позволяло. Правда, на синтетике я сам порвал крестообразные связки правого колена, когда летом 2009 года поиграли тренерским штабом в футбол. В результате теперь два раза в год приходится колоть средства, которые не позволяют разрушаться суставам. Но мне к этому уже не привыкать: в бытность игроком рвал "кресты" на левом колене. И оба ахилла порваны - только вылезу из гипса, поиграю пару лет и опять лечиться (смеется).
- Кто из ваших бывших подопечных по БАТЭ и минскому "Динамо" сделал наиболее успешную карьеру?
- Сергей Кисляк, Александр Мартынович, Максим Жавнерчик, Анри Хагуш, Артем Радьков из "Химок". По Егору Филипенко еще при мне в БАТЭ приезжали главный тренер "Спартака" Станислав Черчесов с техническим директором Евгением Смоленцевым. Жаль, что в стане "красно-белых" Егор не удержался. Ему немного не хватает легкости, характера, но определенного уровня он добился. Попал с БАТЭ в Лигу чемпионов, забил решающий гол в составе молодежной сборной Белоруссии, позволивший взять бронзу Евро и попасть на Олимпиаду. Ниже определенного уровня не падает.
- Успели соскучиться по работе?
- В первые месяцы после новосибирской отставки начал потихоньку возвращать нормальный сон, чего не было при действующей практике. Но теперь работать хочется.