После падения режима экс-президента Египта Хосни Мубарака и роспуска правящей Национально-демократической партии на первый план политической жизни Египта вышли "Братья-мусульмане". В одночасье группировка, долгие годы находившаяся под запретом, стала, по общему признанию, самой массовой и влиятельной политической силой в Египте. Снятие запрета позволило движению сформировать собственное политическое крыло - Партию свободы и справедливости (ПСС), которая сразу же приступила к активной подготовке к первым после ухода Мубарака парламентским выборам в Египте.
О том, как "Братья-мусульмане" видят будущее Египта и всего Ближнего Востока, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости в Каире Надиму Зуауи председатель Партии свободы и справедливости Мухаммед Мурси.
- Ассоциация "Братьев-мусульман" существует уже десятки лет, но политическая партия возникла всего несколько месяцев назад. В чем причина?
- Действительно, Ассоциация "Братьев-мусульман" (АБМ) была основана еще в 1928 году. Группировка занималась, прежде всего, социальной, образовательной и культурной деятельностью, а также политикой. Мы воплощали заложенные в исламе принципы в повседневную жизнь простых людей. И этих принципов, применяемых во всех сферах строительства общества, образования, управления, в политике и во власти, достаточно для руководства социальными группами и обществом в целом.
В период с 1928 по 2010 год у нас были разные этапы развития - между АБМ и властями периодически случались столкновения. До революции 1952 года противоречия были менее острыми, чем после нее - во времена президентов Гамаля Абдель Насера, Анвара Садата и Хосни Мубарака.
В ходе выборов 2000 года АБМ удалось получить 17 депутатских мандатов, несмотря на массовые подтасовки. В 2005 году, как известно, "Братья-мусульмане" завоевали уже около 20% мест в парламенте, заняв 88 депутатских кресел. На следующих выборах в 2010 году результаты были полностью подтасованы. А затем пришел 2011 год, произошла революция 25 января, и результаты тех выборов были отменены.
30 апреля этого года "Братья-мусульмане" официально объявили о создании Партии свободы и справедливости. Ассоциация приняла это решение, как только появилась возможность. При режиме Мубарака, естественно, мы не могли создать партию, так как власти объявили войну всем, кто с ними не согласен.
- Какие основные цели и задачи ставит перед собой партия? Какова ее численность сегодня?
- Наша партия создана для политической деятельности, для того, чтобы бороться за власть. До этого момента "Братья-мусульмане" не стремились к власти. Они, скорее, вели просветительскую работу во всех сферах жизни общества. Возраст нашей партии всего три месяца, она продолжает формироваться, присоединение новых членов идет весьма активно. Мы пока даже не ведем точный учет членов ПСС, однако партийные билеты мы издаем централизованно, и к началу выборов будем знать точное число наших сторонников и членов.
Основателями партии считаются порядка тысячи человек, большинство из которых - члены движения «Братьев-мусульман». Около 90 человек - представители христиан коптов. 12% от общего числа основателей партии - женщины.
- Насколько независима партия от Ассоциации "Братьев-мусульман", возможны ли противоречия между двумя структурами?
- Ассоциация приняла решение, что партия будет пользоваться независимостью в административных и финансовых вопросах, в формировании политической позиции - во всем, что касается политической деятельности. Но здесь следует отметить, что АБМ, которая имеет широкие возможности в обществе, будет фундаментом партии.
У партии и Ассоциации единые цели, единая основа, единая платформа и единое видение будущего. Могут ли между нами - между Партией свободы и справедливости и Ассоциацией "Братьев-мусульман" - быть разногласия, если мы разделяем эти принципы? Даже при том, что позиция партии независима, едва ли можно предположить, что у нас будут серьезные противоречия. Если будут какие-либо различия в подходах, то мы об этом объявим. Но хочу вас заверить, что до сих пор таких ситуаций не было.
- С какой программой и с какими лозунгами вы пойдете на парламентские выборы - первые после революции 25 января?
- Мы идем на выборы вместе с другими партиями и движениями в рамках так называемой "Демократической коалиции во имя Египта". Эта политическая коалиция, которая в будущем станет избирательной. У нее будет общая программа, разработанная на основе уже принятой декларации.
У ПСС есть и собственная программа, в которой изложены наши подходы к политическим, экономическим и социальным проблемам. Безусловно, будут свои отличия у левых, либеральных и исламских партий, входящих в коалицию. Пока говорить о каком-то предвыборном лозунге рано. Мы предполагаем, что это будет единый лозунг, который мы выберем совместно с нашими партнерами.
Цель нашей партии заключается в том, чтобы люди получили настоящую свободу, а власть служила их интересам, потому что в исламе народ - это источник власти.
Египетский народ - и мусульмане, и христиане - согласны с тем, что основные принципы шариата должны быть основой для законотворчества. Но часто, когда говорят о принципах шариата, люди заблуждаются, понимая их ошибочно. Шариат - это только общие рамки жизни, но не детализированные инструкции. Что касается деталей, то люди сами должны их определять и превращать в законы с помощью парламента. Египетская конституция еще в 1923 году говорила о том, что принципы шариата являются основным источником для законотворчества. Эти принципы оговариваются в Конституционной декларации и будут заложены в новую Конституцию.
Египет в основном относится к исламской цивилизации, но этот факт ни в коем случае не должен приводить к нарушению прав представителей других религий.
Мы выступаем за равные права для всех граждан. Правовое государство - это тоже один из принципов ислама.
- Сколько депутатских кресел вы намерены получить в парламенте? Планируете ли вы участвовать в формировании будущего правительства?
- Вопрос формирования правительства обсуждать пока преждевременно. Пока еще нет полной ясности, как будет формироваться парламент, сохранится ли в парламенте демократическая коалиция.
Еще до создания партии мы объявили две вещи - то, что Ассоциация "Братьев-мусульман"не будет выдвигать кандидатов в президенты, а также, что мы будем участвовать в парламентских выборах. На выборах в парламент мы будем претендовать максимум на 45-50% мест, исходя из того, что в итоге мы получим не менее 30-35% от общего числа депутатских мандатов.
- Как вы считаете, пройдут ли эти выборы спокойно, или возможны беспорядки, как это было раньше?
- Для успеха выборов нужны две составляющие - явка избирателей и осуществление необходимых мер безопасности. Если на избирательные участки придет много людей, то запугать их будет невозможно. Иными словами явка избирателей - это гарантия для проведения настоящих честных выборов.
Что касается безопасности. Вооруженные силы недвусмысленно заявили, что они в состоянии обеспечить безопасность на выборах во взаимодействии с полицией. Конечно, роль полиции будет меньше, учитывая сложившуюся после падения режима ситуацию в МВД. Но я полагаю, что военным под силу обеспечить порядок во время выборов. На мой взгляд, если они обеспечат безопасность на 80-90%, то это будет большой успех для сегодняшнего Египта, где внутренняя ситуация далеко не простая.
- Сейчас на египетской политической сцене особенно заметны противоречия между светскими силами и партиями исламского толка. Представляет ли это угрозу для национального единства?
- Я считаю, что конфликт между светскими и религиозными силами провоцируется искусственно. Это существует, но не в тех масштабах, в которых эта тема обсуждается. К примеру, наши братья салафиты не являются врагами Египта, они также как и все, желают стране исключительно добра. Но, конечно же, у них мало опыта в политической деятельности, отсюда и ошибки.
По большому счету в Египте нет светских сил в западном понимании. Западные принципы светского государства нельзя воплотить в Египте. Египет - это глубоко религиозное общество, причем как мусульманское, так и христианское. Здесь все придерживаются религиозных моральных принципов, а светская идеология существует лишь в умах единиц. И то, это скорее теория, чем практика.
- Как вы видите роль армии после перехода власти к гражданскому руководству? Изменится ли она радикально по сравнению с тем, что было до революции?
- Как заявляют сами военные, они сохранят роль только в вопросах защиты безопасности нашего государства. Политическая же роль армии будет мало заметной. Армия является одним из столпов государства, как и судебная система, образование и т.д. Конечно, обеспечением внутренней безопасности должна заниматься полиция. Но сейчас и эту функцию взяла на себя армия. Это, безусловно, очень сложно, учитывая, что армия не имеет не административных, ни технических средств для того, чтобы заменить собой МВД.
Армия охраняла революцию и успешно справилась с этой ролью. Но по окончании переходного периода она должна будет вернуть законодательную власть парламенту, а исполнительную - президенту республики. После передачи власти все военные должны вернуться в свои казармы.
Конечно, у нас есть замечания к деятельности Высшего совета вооруженных сил. Но мы понимаем, что армия не стремится причинить кому-либо вред. Просто возможности армии, подготовка военных не подразумевают, что они должны управлять страной. Поэтому они делают ошибки. Но это непреднамеренно и не несет злого умысла. Мы сотрудничаем с военным советом во всех вопросах.
- Как вы планируете строить отношения с Россией?
- Мы хотим расширения сотрудничества. Мы хотим, чтобы российское руководство к нам прислушивалось и готовы выступить перед российскими парламентариями, чтобы разъяснить наше видение будущего Египта. Очень важно, чтобы информация шла именно от нас, а не от других источников, которые могут ее преподнести в искаженном свете, преследуя свои цели.
Мы готовы в парламенте РФ ответить на любые вопросы, касающиеся нашей политической деятельности, готовы рассказать о наших планах, направленных на мир и сотрудничество с другими народами.
- Как вы видите роль России на меняющемся Ближнем Востоке, и какой бы вы хотели видеть эту роль? Как вы оцениваете позицию Москвы в отношении арабских революций?
- Россия - это великое государство, при этом я имею в виду не только военный потенциал, но и экономический. Никто не в состоянии игнорировать роль России на международной арене.
Мы считаем, что в России очень развиты технологии и научная деятельность, промышленность, в том числе военная, поэтому хотели бы использовать эти преимущества в интересах нашей страны. Россия также обладает сельскохозяйственными ресурсами и богатыми запасами полезных ископаемых, в том числе колоссальными запасами газа.
Нас интересует, прежде всего, сотрудничество в сфере современных технологий и подготовки кадров, которое может быть намного более плодотворным.
Хотелось бы, чтобы Россия прислушивалась больше к желаниям и воле тех народов, с которыми она развивает отношения.
- В случае успеха на выборах на кого вы планируете ориентироваться во внешней политике?
- В будущем Египет, в нашем представлении, должен иметь сбалансированные отношения как с Востоком, так и с Западом. В прошлом мы уже настрадались от того, что сначала все наши устремления были направлены исключительно на Восток, а потом только на Запад. В международных отношениях никогда нельзя опираться на какую-либо одну сторону. Мы считаем, что Россия играет большую роль в регионе и в мире в целом и надеемся, что эта роль будет расти.
- Как вы относитесь к мирным соглашениям Египта с Израилем? Считаете ли вы, что их нужно пересматривать?
- Египет - это крупное государство, имеющее широкие и давние международные связи. Поэтому Каир должен соблюдать свои международные соглашения, тем более что все эти документы утверждались в парламентах. Но эти соглашения могут быть пересмотрены - не нарушены в одностороннем порядке, а именно пересмотрены. Нельзя изменять текст только священных писаний. Что же касается межгосударственных соглашений, то при обоюдном участии их текст может и должен быть изменен.
Когда на нашей границе погибли пять египетских военнослужащих, мы сразу заявили о нашей позиции - необходимо тщательно расследовать эти нарушения. Израиль все 30 лет нарушал эти соглашения. Поэтому мы хотим разобраться, почему это происходило и происходит. Тот, кто нарушает договоренности, должен нести ответственность перед египетским правительством и перед международным сообществом.