МОСКВА, 22 сен - РИА Новости, Светлана Янкина. Посетителям 4-й Московской биеннале современного искусства, официально открывающейся в пятницу, следует подготовиться к непосредственному взаимодействию с произведениями актуального искусства, которые куратор Петер Вайбель разместил на 7,500 тысячи квадратных метров экспозиционных площадей главной выставки "Переписывая миры".
Чтобы рассмотреть работы порядка 80 авторов из 33-х стран, понадобится не один час, так что еще стоит иметь в запасе много свободного времени, 250 рублей (столько стоит полный билет, для льготных категорий - 100 рублей) и желание покататься по городу - выставка разнесена на две площадки, Artplay и ЦУМ.
Вайбель, представивший свой проект журналистам в четверг, известен как адепт часто не поддающегося простому объяснению медиаискусства, поэтому в экспозицию включено немало объектов, придающих ей высокотехнологичный вид, но есть и более традиционные скульптура и живопись.
Он объяснил, что модернизм стал уделом музеев и аукционов, и только биеннале, коих проходит сотни во всем мире, дают возможность познакомиться с настоящим актуальным искусством.
"У нас на выставке есть много художников, работающих с различными способами передачи изображения, не только классическими, при этом в некоторых из них должна участвовать аудитория, это - искусство, вовлекающее зрителя, он становится неотъемлемым элементом произведения искусства, меняет его", - сказал куратор.
Он пообещал российским зрителям "настоящую эйфорию от встречи с актуальным искусством и сопричастности к нему".
Но перед этим им придется преодолеть некоторые препятствия. В храме люксовых брендов, ЦУМе, на выставку отвозит только один лифт - пока его, маркированный специальной биеннальской вывеской, отыщешь среди стоек с парфюмерией и сумками, пыл может несколько поугаснуть. Ну, или вообще, поддавшись консьюмеристским настроениям, забудешь, зачем пришел.
Награда настойчивым - высокая концентрация, по сравнению с Artplay, интерактивных проектов. Здесь можно движением руки привести в действие светящиеся трубки из Op_era Реджане Кантони и Даниэлы Кутшат, или же, нажав на гашетку, уничтожить персонажа из "Сада тревоги и разрушения" Михаэля Белицкого и Камиллы Б. Рихтер.
Один из самых зрелищных проектов в этой части главной выставки - Houndingdown индийского художника Т.В. Сантоша. Это три десятка выставленных рядами словно стальных собак, на которых закреплены взрывные устройства - таких псов начали использовать как подрывников во время 2-й Мировой войны. Как объяснил автор, таким образом он постарался поставить некоторые вечные вопросы о последствиях войн и террора и о многих незавершенных историях ненависти, политики и побочных эффектов прогресса.
Для приема главной выставки биеннале Artplay, к которому не просто добраться без автомобиля, подготовил незадействованное ранее здание завода. Тут размещены главные хиты - видео художника-диссидента Ай Вэйвэя "Пекин. Второе кольцо", принт "Сентябрь" и инсталляция "9 панелей" Герхарда Рихтера, представленная на фотопринтах серия с античными статуями, одетыми в джинсовые шорты, кеды и спортивные гольфы дуэта Elmgreen&Dragset, "Карта Палестины" скончавшегося буквально за несколько дней до открытия биеннале Ричарда Хамильтона, скульптура Нео Рауха, изображающая мужчину в образе кентавра, несущего две канистры с отравляющим веществом.
Известен факт, что художники наиболее чутко реагируют на происходящие вокруг события и изменения, - и, судя по представленным проектам, Вайбель в концентрированном виде показывает нынешнее состояние мира в отдельно взятом месте. На выставке постоянно возникает тема национальной идентичности, последствий военных действий и угрозы террора на фоне все более динамично развивающихся средств коммуникации между людьми.
Выставка для зрителей открыта с 23 сентября по 30 октября.