МОСКВА, 22 сен - РИА Новости, Светлана Янкина. Основная выставка "Переписывая миры" 4-й Московской биеннале современного искусства начнет работу в четверг на двух площадках - в центре дизайна Artplay и в ЦУМе, сообщили РИА Новости в пресс-службе проекта.
"Мы собрали вместе художников из разных стран, от Чили до Китая, от Украины до США, от Австрии до Индонезии, что дает действительно глобальное представление о современном искусстве", - цитируют они куратора Петера Вайбеля, акциониста и теоретика медиаискусства.
По его словам, среди художников, участвующих в выставке, "есть знаменитые и состоявшиеся художники, такие как Ричард Гамильтон и Герхард Рихтер, но многие из них еще не очень известны - например, россиянка Надежда Анфалова или австрийка Рут Шнелль".
"Все они вносят важный вклад в развитие современного искусства, а в рамках экспозиции представлены не только работы, выполненные с использованием новых медиа, но и работы в классических техниках - живопись, скульптура", - отметил Вайбель.
В общей сложности он пригласил к участию 80 художников из 33 стран, при этом российских проектов будет 13.
Среди международных авторов - обладатель "Золотого льва" Венецианской арт-биеннале этого года, скончавшийся незадолго до ее открытия немецкий режиссер-авангардист Кристоф Шлингензиф, его соотечественники Нео Раух и Герхард Рихтер, китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй, скандинавский дуэт Элмгрин и Драгсет, французская группа Клер Фонтэн и индийская художница Шилпа Гупта.
Из более чем 300 присланных российскими авторами портфолио куратор отобрал к показу, в частности, произведения групп "Синий суп" и "Электробутик", а также Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Алины Гуткиной, Валерия Чтака, Ольги Киселевой и Таисии Коротковой.
Пока организаторы держат в секрете суть всех работ главной выставки. Однако известно, что будет показано видео Ай Вэйвэя 2005 года "Пекин: второе кольцо" и фотопроект "Тело государства" Армина Линке. Его он подготовил специально к Московской биеннале - равно как и один из основателей поп-арта британец Ричард Гамильтон, увы, скончавшийся за несколько дней до открытия в Москве, группа Random International, японский художник Манабу Икеда, австриец Мартин Вальде и аргентинец Фабиан Маркаччо.
На представление такого большого числа художников на должном уровне Минкультуры, как сообщалось ранее, выделило 52 миллиона рублей. Еще, по словам комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, 10-12 миллионов добавили национальные фонды и некоммерческие организации, которые помогают своим художникам, преимущественно европейским и американским. Спонсоры биеннале также поддерживают ее финансово, однако Бакштейн не уточнил, о какой конкретно сумме идет речь, назвав ее "относительно небольшой".
С 21 по 23 сентября на территории Artplay состоятся мастер-классы некоторых участников, в частности, Клер Фонтэн, Сьюзан Хиллер, Ребекки Хорн и Хайдена Крисхольма, Айзека Джулиана, группы "Рэндом Интернешнл", Ахмета Огюта, Йонаса Сталя, Даниэля Каногара и других.
В этом году в программу биеннале вошли порядка 70 специальных проектов, которые покажут не только в Москве, но и Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Киеве и Лондоне.
Для широкой публики проекты 4-й Московской биеннале начнут работу в пятницу.
Первая Московская биеннале, которая прошла в 2005 году, представляла в своем основном проекте "Диалектика надежды" работы 41 художника из 22 стран мира, а всего в ее составе было более 50 выставок.
На следующей биеннале в основной проект "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" вошли произведения уже 111 художников из 20 стран. Он прошел на более чем 40 площадках, в том числе в Третьяковской галерее, центре современного искусства "Винзавод", Московском музее современного искусства, музейном центре РГГУ. Эти проекты делали кураторские команды, в том числе Ханс-Ульрих Обрист и Даниэль Бирнбаум, занимающие первые места в рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии британского издания ArtReview.
С 2009 года основным проектом биеннале занимается один куратор. Тогда им стал Жан-Юбер Мартен (Jean Hubert Martin), придумавший проект "Против исключений". Он пользовался столь огромным интересом, что сроки его показа были продлены.
В общей сложности выставки 3-й Московской биеннале современного искусства, по данным организаторов, увидело порядка полумиллиона человек.