Ежегодно 22 сентября во многих странах мира проводится Всемирный День без автомобиля (World Carfree Day), девиз которого – "Город как пространство для людей, пространство для жизни".
С 2002 года под эгидой Еврокомиссии ежегодно с 16 по 22 сентября проходит Европейская неделя мобильности (The European Mobility Week), кульминацией которого является День без автомобиля. Партнером Еврокомисии в проведении кампании стала Международная ассоциация общественного транспорта.
Все акции, проводящиеся в эту неделю, призваны напомнить о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду и как бы подтолкнуть людей к идее о необходимости пользоваться альтернативными автомобилю средствами передвижения.
По статистике, каждую минуту в мире с конвейера сходит одна новая машина. Каждый день автомобили сбивают насмерть более 3 тысяч человек. Кроме того, более 90% загрязнения атмосферы приходится на долю автотранспорта. При всем при этом темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.
Приблизительно с 1970‑х гг. власти отдельных городов стали вести поиск альтернативных методов решения проблемы – развития общественного транспорта и стратегий "пересаживания автомобилистов в трамваи".
Впервые акция "День без автомобиля" прошла во Франции в 1998 г. Тогда в мероприятии участвовали всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 г. к движению официально присоединились более тысячи городов в 35‑ти странах мира, в частности, в Японии, Бразилии и Канаде.
На родине акции, во Франции, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа. На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.
В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах Севера (Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других), так и в новых "зеленых столицах" Юга: Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), принимаются меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Многие мегаполисы мира проводят своеобразные велодемонстрации. Первая такая велодемонстрация была организована в 1992 г. велосипедистами Сан‑Франциско. Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество демонстрантов и мест проведения пробегов быстро росло. Сейчас количество городов‑участников уже достигло 230. Самое большое количество участников на демонстрациях в Лондоне, Сиднее, Мельбурне, Сан‑Франциско, Будапеште. Например, в Будапеште число демонстрантов доходит до 30 тысяч человек. Лозунг всех демонстраций един: "Мы не мешаем движению; мы сами – движение".
В то время как одни страны работают над сокращением автомобильного потока, другие, такие, например, как Япония, стремятся сократить вред, который наносит автомобиль окружающей среде. К 2030 году все автомобили в Стране восходящего солнца должны будут работать на смеси этанола и стандартного бензина. Сжигание этой смеси приносит окружающей среде меньший вред, чем использование применяемого сегодня моторного топлива. Этаноловые смеси уже используются в Бразилии, а в 2006 г. американские автопроизводители объявили о планах удвоить к 2010 г. производство автомобилей на основе так называемой технологии "универсального двигателя", способного работать на различных видах топлива.
Новые технологии и меры властей могут частично исправить ситуацию, но организаторы акции "Всемирный День без автомобиля" считают, что каждый водитель должен вносить свой вклад в общее дело. К примеру, элементарная регулировка двигателя машины может сократить вредные выбросы на 10%. Водителям также рекомендуется:
‑ глушить мотор при остановках;
‑ продумать, как можно избежать длительного прогрева двигателя в холодное время года;
‑ уважать права пешеходов, тормозить перед "зеброй" и знаками пешеходного перехода, не игнорировать и не прижимать к бордюру велосипедистов;
‑ устраивать "разгрузочные дни" без автомобиля, заранее спланировав, как добираться до работы другим способом.
По приблизительным оценкам, в акции "День без автомобиля" каждый год участвуют более 100 млн человек в 1 500 городов мира.
В России повсеместными и определяющими эти идеи пока не стали. Как правило, власти российских городов продолжают игнорировать это мероприятие, не торопятся рассматривать проблему перегруженности городов машинами всерьез.
Инициативу проведения Дня без автомобиля поддержали Белгород – в 2005 году, Нижний Новгород – в 2006 году, Москва – в 2008 году.
В 2009 г. к акции присоединился Калининград.
В 2010 г. мероприятия в честь Дня без автомобиля впервые организовали сторонники Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и местные власти в Санкт‑Петербурге, Ставрополе, Твери, Чите и десятках других городов.
В Москве основным организатором акции был назначен ГУП "Мосгортранс". Жителям столицы, отказавшимся от поездок на своем авто, предложили воспользоваться специальными билетами на автобусы и трамваи, которые стоили в два раза дешевле, чем обычно – 12 рублей.
День без автомобиля в российской столице не обходится без традиционных автомобильных пробок. Обойтись без машины в российской столице пока не просто: велосипедных дорожек нет, а общественный транспорт переполнен и по комфортности все еще оставляет желать лучшего.
Массовое развитие велосипедного движения в Москве заложено в Генплане города до 2025 года.
В столице планируется проложить десятки километров специальных дорожек, создать стоянки для велосипедов у торговых центров и пункты проката велосипедов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников