МОСКВА, 21 сен - РИА Новости, Мария Ганиянц. Очередной скандал в арт-мире стоимостью в 11,4 миллиона долларов - "Обнаженную" знаменитого китайского художника ХХ века Сюй Бэйхуна (Xu Beihong), общая сумма аукционных продаж которого в 2010 году составила 176,3 миллиона долларов, сочли подделкой, о чем на неделе заявили в китайской прессе представители арт-сообщества в Пекине.
Для арт-рынка продажа подделок за гигантские суммы - не новость, ново то, что за подделку заплатили рекордную сумму: в июне 2010 на аукционе Beijing JiuGe Auctions живописное полотно, на котором якобы изображена жена художника, ушла неизвестному покупателю за 11,4 миллиона долларов.
Риторический вопрос
Сможет ли подобного уровня сделка повлиять на рост арт-рынка и в частности сегменат современного искусства или поубавить пыл коллекционеров?
Первыми о подделке заявили выпускники Центральной академии художеств в Пекине (Central Academy of Fine Arts), разместившие в интернете заявление, что миллионное полотно - академическая учебная работа, сделанная как минимум на 20 лет позднее смерти художника в 1953 году, который стал одним из первых объединять национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.
Вслед за студентами в китайских СМИ выступили эксперты и художники, также высказавшие сомнение в том, что картина подлинная.
Впрочем, сам аукцион Beijing JiuGe Auctions Co на сегодняшний момент не распространил никаких заявлений, да и владелец сомнительной работы, как сообщают информированные источники, иск не подавал и денег назад не просил.
Однако, если неизвестный обладатель дорогостоящего художественного произведения искусства решит вернуть свои миллионы, шансы не велики. В том числе и потому, что провенанс работы подтвердил старший сын художника, и на аукционе Beijing JiuGe Auctions Co., было приложено его официальное экспертное заключение.
Капля в море
Как показывает практика, вернуть деньги за сомнительные произведения у аукционов практически не получается, для этого необходимы заключения двух-трех экспертов с подтверждением фальсификации, что случается крайне редко. Уже ставший классическим пример - "Одалиска" Бориса Кустодиева, которую уже третий год безуспешно пытается вернуть Christie's Виктор Вексельберг. В случае с Кустодиевым мнения отечественных экспертов разделились: двое считают работу подлинной, двое - подделкой.
Или другой пример, - недавние протесты российских экспертов против ошибочных заключений французских экспертов, приписывающих самой дорогой русской художнице Наталье Гончаровой большой корпус сомнительных работ. Французский аукционист Клод Агют, эксперт по периоду Гончаровой, например, рассказал РИА Новости, что в случае экспертизы произведений художников "парижской школы" (к которым принадлежит и Гончарова и ее муж Михаил Ларионов) больше доверия он испытывает к французским коллегам, которые имеют доступ к более широкому корпусу работ, а вот в случае с российским авангардом, первенство остается за отечественной экспертизой. "В любом случае, если между экспертами существуют разногласия, то такую работу не стоит выставлять на торги", - говорит Агют.
Если факт продажи состоялся, то формально такие дела должны решаться в суде, фактически, но даже в законопослушной Европе, возврат денег за произведение искусства крайне редки. Почему, собственно говоря, никто так и не разобрался до конца с историей "Подсолнухов" Ван Гога, купленных в 1987 году японской страховой компанией Yasuda Fire & Marine Insurance за рекордную по тем временам сумму в 25 миллионов фунтов стерлингов (свыше 35 миллионов долларов), хотя ходили упорные слухи о другом авторстве. Антикварный рынок во всех случаях старается не доводить дело до скандала.
Так как крупные аукционные дома (а Beijing JiuGe Auctions Co занимает по обороту 20-е место в мире) не станут сознательно портить свою репутацию, выставляя на открытые торги фальшивку. Скорее всего, речь идет либо об экспертной ошибке, либо о сговоре продавца и члена семьи художника.
По сообщению источника РИА Новости, в данном случаем, возможно, имеет место быть желание родственников заработать (а за такую экспертизу, как правило, дают процент с продажи), бывает, что и сам художник на старости лет просто не помнит, кому и что он когда дарил, и сам себе приписывает авторство сомнительных работ. В этом случае доказать реальное происхождение работы крайне сложно, так как технологическая экспертиза практически бесполезна для произведений современного искусства.
Впрочем, вряд ли эта история повлияет на инвестиционную привлекательность современного китайского искусства, в которое по данным аукционных продаж вкладываются не только сами китайцы, но и европейцы, американцы и даже россияне. Сегодня семь из дести наиболее успешных аукционных домов (в терминологии аукционных торгов) находятся в Китае, а китайцы получили уже более 33% рынка торговли искусством и опережают по этим показателям США или Великобританию.