Рейтинг@Mail.ru
Проспоренный имидж - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проспоренный имидж

Читать ria.ru в
Финансовый конфликт Bulgaria Air и холдинга "Алма Тур", повлекший за собой отмену зафрахтованных туроператором рейсов в Россию и другие европейские страны и массовые задержки туристов в аэропортах Болгарии, навредил имиджу этой страны как турнаправления.

Финансовый конфликт авиакомпании Bulgaria Air и болгарского туристического холдинга "Алма Тур", повлекший за собой отмену зафрахтованных туроператором рейсов в Россию и другие европейские страны и массовые задержки туристов в аэропортах курортных городов Болгарии, навредил имиджу этой страны как туристического направления.

9 сентября из аэропортов Варны и Бургаса не вылетели четыре рейса в Москву и Санкт-Петербург национального перевозчика Болгарии. Bulgaria Air объявила, что рейсы отменены из-за финансовых разногласий с "Алма Тур", задолженность которого перед авиакомпанией составляет 3,5 миллиона евро. В настоящее время в аэропортах Бургаса и Варны остаются 358 россиян.

Затянувшееся возвращение

На отмененных рейсах должны были вернуться домой более 600 туристов нескольких российских туроператоров, заключивших контракты на перевозку не напрямую с Bulgaria Air, а с одним из подразделений холдинга "Алма Тур" - Alma Tour Fly. В первую очередь это петербургский туроператор "Алма Тур-СПб", созданный одноименным болгарским холдингом - виновником конфликта, московские туроператоры ICS Travel Group, "Дельта Интерконтинентал Груп", "Балкан-Экспресс", несколько небольших компаний. При этом, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, болгарская авиакомпания перед началом летнего сезона сама вынудила российских туроператоров работать не напрямую, а через "Алма Тур", хотя о задолженности холдинга было известно еще в мае. И в РСТ, и в Ассоциации туроператоров России (АТОР) подчеркивают, что российские компании не имели никаких долгов перед Bulgaria Air и свои вывозные рейсы оплатили еще в феврале-марте.

"Авиакомпания Bulgaria Air, задержав российских пассажиров в Бургасе и Варне, пыталась таким образом заставить их повторно заплатить за уже оплаченные авиабилеты. Для скандала авиакомпания выбрала грамотный момент: программа "Алма Тур" заканчивается, деньги за сезон собраны, рейсы в основном остались вывозные. Это издевательство над пассажирами, которых втянули в конфликт хозяйствующих субъектов, чтобы вернуть долги", - заявила Тюрина.

По словам экспертов, Bulgaria Air не имела права отказать туристам в перевозке на регулярных рейсах. "По правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), если выписан билет на регулярный рейс и он у туриста, ему должна быть обеспечена перевозка. Авиакомпания должна была как минимум вывезти туристов из Болгарии в Россию, а потом разбираться со своим партнером", - заявил коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский.

Все туристы были размещены в гостиницах. За выходные часть россиян смогла вернуться домой - туроператоры пересаживали их на другие рейсы, повторно оплачивая билеты. К вечеру понедельника в Болгарии оставалось еще около 400 россиян: 285 из них были клиентами "Алма Тур-СПб", которая не смогла найти денег для повторной оплаты билетов - Bulgaria Air запросила за выполнение вывозного рейса 38 тысяч евро. К вечеру вторника в Варне и Бургасе осталось 175 туристов этой компании. В среду вечером Bulgaria Air бесплатно вывезла их специальным рейсом из Варны. Как утверждают источники РИА Новости, произошло это благодаря давлению на авиакомпанию болгарских властей, пригрозивших ей лишением лицензии в случае продолжения конфликта.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе отметила, что вывезти туристов можно было бы раньше, если бы не позиция авиакомпании и холдинга "Алма Тур", которые вплоть до вторника постоянно говорили о том, что ведут переговоры и вот-вот ситуация разрешится. Кроме того, проблемы с вывозом туристов у туроператоров возникли потому, что из-за окончания летних программ все самолеты, вылетающие из Болгарии в Россию, практически заполнены. Найти места для большого числа дополнительных туристов на них сложно.

По той же причине с россиянами, которые должны были на тех же рейсах вылететь в Болгарию, у туроператоров не возникло таких проблем - их было значительно меньше, и компаниям удалось отправить их другими рейсами, правда, заплатив повторно за билеты. Ростуризм предолжил компании "Алма Тур-СПб" остановить продажу туров в Болгарию на отмененных Bulgaria Air рейсах и вернуть деньги тем туристам, которые захотят расторгнуть договоры.

И снова пятница

Во вторник на совещании в Ростуризме компания "Алма Тур СПб" заявила о том, что ее совместные вылеты с Bulgaria Air запланированы на 16, 23 и 30 сентября. 16 и 23 должны вылетать из Бургаса и Варны в общей сложности по 360 туристов, а 30-го - 180. Поскольку авиакомпания объявила об отмене всех рейсов, зафрахтованных "Алма Тур", можно было предположить, что ситуация полностью повторится. Она и повторилась с единственной разницей, что туристов пострадало значительно меньше и большинство из них - не клиенты туроператоров, а индивидуалы, купившие только авиабилеты.

В четверг Bulgaria Air объявила, что запланированные на 16 сентября рейсы из Бургаса и Варны в Санкт-Петербург не состоятся. По информации спецпредставителя Ростуризма в Болгарии Григория Саришвили, на этих рейсах должны были вернуться домой 358 россиян, среди которых 14 детей до двух лет. Авиакомпания предложила им заплатить за обратные билеты, воспользовавшись прямыми регулярными рейсами в Москву, Санкт-Петербург, а также стыковочными - через Софию и другие европейские столицы.

Руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев заявил РИА Новости, что "ведомство будет связываться с туроператором "Алма Тур-СПб" и убеждать его все же внести доплату за туристов". "Многие не смогут заплатить, особенно если речь идет о семьях из трех и более человек. Но туристы в любом случае смогут обратиться за компенсацией потраченных средств к туроператору "Алма Тур-СПб" или в компанию "Ренессанс Страхование", где застрахована ответственность туроператора", - сказал он.

Добавим, что аналогичная ситуация в той или иной форме может повториться еще дважды - 23 и 30 сентября.

Реакция в Болгарии

"Алма Тур", основанная в 1991 году, - один из крупнейших болгарских туроператоров. Компания организует чартерные рейсы из стран СНГ в Болгарию и осуществляет обслуживание самолетов в аэропортах Бургаса и Варны. Располагает сетью офисов в разных городах Болгарии. На сайте компании указаны два ее российских офиса - "Алма Тур-СПб" и "Алма Тур-Москва". Болгарское министерство туризма в 1999 году присудило "Алма Тур" титул "Туроператор номер один". До разразившегося скандала компания обслуживала примерно 5% потока туристов, отправлявшихся из России в Болгарию. Как заявляла представитель Bulgaria Air, в августе туроператор был предупрежден о том, что из-за накопившегося долга заказанные им рейсы будут аннулированы.

Конфликт между двумя компаниями вызвал большой общественный резонанс и в Болгарии. Решением проблем застрявших туристов занимались три болгарских министерства - транспорта и коммуникаций, экономики, энергетики и туризма и внешнеполитическое ведомство. Болгарский МИД решал проблему продления просроченных виз, два других министерства искали способы повлиять на участников конфликта, но, как выяснилось, сделать это оказалось сложно. Министр экономики и энергетики Болгарии Трайчо Трайков встретился с участниками конфликта. Он назвал абсолютно безответственным их поведение, отметив, что они ничего не сделали для решения проблемы, и это "просто безумие, учитывая, сколько усилий было приложено, чтобы сезон прошел успешно".

На пленарном заседании парламента страны в четверг Трайков заявил, что туроператор "Алма Тур" будет лишен лицензии, и добавил, что в отношении Bulgaria Air также будут приняты меры.

Председатель Ассоциации отельеров и рестораторов республики Благой Рагин заявил, что россиянам, пострадавшим в результате задержек в Варне и Бургасе, в 2012 году будет предоставлена возможность бесплатно отдохнуть в Болгарии. Он добавил, что предварительно речь идет о бесплатном размещении в течение недели в июне в одном из курортных отелей, и подчеркнул, что Болгария "обязана приложить все усилия, чтобы сгладить полученные гостями страны негативные эмоции". Дмитрий Филатовский, коммерческий директор компании ICS Travel Group, заявил РИА Новости, что предложение болгарской стороны звучит хорошо, но нужна конкретика - как именно можно будет получить эти туры.

Скорая помощь

Майя Ломидзе подчеркнула, что история с "Алма Тур" беспрецедентна. "Еще не было, чтобы из-за спора двух иностранных хозяйствующих субъектов пострадали бы российские туристы. В результате многим нашим туроператорам пришлось повторно оплачивать рейсы, чтобы вывезти туристов. Все расходы по размещению и питанию в отелях застрявших туристов также легли на плечи туроператоров. Болгарская сторона не сделала ничего", - сказала она.

По словам главы пресс-службы Ростуризма, российским ведомствам сложно воздействовать на перевозчика и зарубежного туроператора, возможности Ростуризма в этом плане ограничены. Мосеев подчеркнул, что в этом случае у всех российских туроператоров, за исключением "Алма Тур-СПб, хватило средств на то, чтобы за свой счет вывести туристов и оплатить следующие полеты. При этом гражданская ответственность "Алма Тур-СПб" застрахована на 60 миллионов рублей, но эти средства можно получить только постфактум, при предъявлении документов, доказывающих дополнительные траты туристов в ходе поездки. Их невозможно потратить на помощь туристам в экстренной ситуации.

Ломидзе отметила, что ситуация в Болгарии доказала насущную необходимость создания компенсационных фондов, средства которых можно было бы быстро потратить на помощь туристам в случае ЧП. В Болгарии, помимо россиян, пострадали туристы из Финляндии и Прибалтики. Но их удалось быстро вывезти за счет компенсационных фондов, которые существуют при объединениях операторов в этих странах. "У нас законодательно создание фонда возможно только в рамках саморегулируемых организаций, поэтому этот случай доказывает необходимость скорейшего введения саморегулирования на рынке", - подчеркнула исполнительный директор АТОР.

Удар по имиджу

Болгария - одно из традиционно популярных направлений летнего отдыха россиян. За первые восемь месяцев 2011 года консульство Болгарии в Москве выдало гражданам России 300 тысяч виз, это на 40% больше, чем было выдано в 2010 году. По итогам года число выданных россиянам виз, как планируется, составит 350 тысяч.

"Россиян привлекает в Болгарию сравнительно невысокая стоимость туров, климат, близкий к российским курортам, и традиционно позитивное отношение болгар к русским туристам. Многие болгары хорошо говорят по-русски и очень радушно относятся к туристам из России. При этом уровень сервиса и качество инфраструктуры постоянно улучшаются, и большинство гостиниц вполне соответствуют европейскому уровню", - говорит Ломидзе.

По мнению опрошенных корреспондентом РИА Новости экспертов, история с Bulgaria Air подпортила имидж направления в глазах российских туристов и может повлиять на популярность Болгарии в зимнем и летнем сезоне. "Эта история точно повлияет на популярность направления, так как сейчас туристы даже тех туроператоров, у которых нет проблем с Bulgaria Air, скандалят и не хотят лететь этой авиакомпанией, не верят, что она выполнит свои обязательства. Туроператорам приходится убеждать туристов, что лететь можно без опасений", - отмечает Тюрина.

По ее мнению, "нанесен серьезнейший имиджевый удар по туриндустрии Болгарии". "Несмотря на то что задержавшихся туристов разместили в отелях и обещали в будущем году принять бесплатно, это вполне может сказаться на зимнем сезоне - ведь Болгария популярное направление горнолыжного отдыха. Вполне возможно, что туристы побоятся лететь зимой в Болгарию и выберут другое направление", - добавила пресс-секретарь РСТ.

По словам Ломидзе, многое зависит от того, как болгары поведут себя в начале следующего летнего сезона. "Если скандалы больше не повторятся, а Болгария выполнит обещание предоставить туристам бесплатный отдых, проявят должное внимание к этой проблем, возможно, ситуацию еще удастся выправить. Но определенное снижение потока может быть, так как задержки в Бургасе и Варне в России имеют большой общественный резонанс", - заключила она.

Юлия Батырь

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала