Рейтинг@Mail.ru
Марьяна Безруких: подростков не пугают страшные рассказы о наркотиках - РИА Новости, 15.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Марьяна Безруких: подростков не пугают страшные рассказы о наркотиках

© РИА Новости / Александр НатрускинДиректор Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Безруких
Директор Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Безруких
Читать ria.ru в
Дзен

В России дети начинают пробовать наркотики в 10-12 лет и при этом не считают свои действия запретными. О том, почему подростки наиболее уязвимы перед наркоманией, а также о том, как уберечь молодое поколение от употребления психотропных веществ, рассказала РИА Новости директор Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Безруких.

- Марьяна Михайловна, с какого возраста в России начинают принимать наркотики?

- Первое знакомство с психоактивными веществами – табаком, алкоголем, наркотиками, медицинскими препаратами – в России происходит в возрасте 10-12 лет. Этому способствует ряд биологических и социальных факторов.

С точки зрения физиологии, период полового созревания – с 10 до 16 лет – возраст риска. Это время серьезных гормональных перестроек, высокой неустойчивости реагирования всех органов и систем. Следовательно, это период повышенного напряжения: функционального и эмоционального, возраст повышенной чувствительности и высокой реактивности. Это одна из причин того, почему в переходном возрасте дети наиболее склонны к употреблению психоактивных веществ. К тому же, многие исследования доказывают печальный факт: человек, начавший принимать наркотики в 11-13 лет и пристрастившийся  к этому, до зрелого возраста не доживает.

Социальные факторы не менее важны. К примеру, у ребенка неудачи в школе, проблемы в отношениях с учителями и родителями. Следовательно, ему нужен вариант реализации себя, самоутверждения. Он примыкает к какой-то компании, где пытается стать "как все". Исследования показывают, что первый опыт приема наркотиков – это именно опыт подражания, попытка быть "своим" в компании сверстников или взрослых.

- Значит, если дети растут в неблагополучных семьях, они чаще идут по наклонной, подражая родителям?

- Не всегда. Нередки случаи, когда дети из семей, где курение, алкоголь и наркотики являются привычной жизнью, пытаются вырваться из этой среды. Нельзя утверждать, что в каждой неблагополучной семье вырастут наркоманы. Тем не менее, подражание взрослому имеет очень сильный эффект. Первая проба алкоголя чаще всего происходит в домашнем кругу, среди родственников. Родители дают ребенку попробовать пьянящий напиток, не видя в этом ничего плохого. А у детей складывается понимание, что алкоголь не под запретом.

- Что, кроме окружения, подталкивает подростка к приему наркотиков?

- Стимулирует попробовать психоактивные вещества и агрессивная реклама, в частности сигарет и алкогольных напитков. Страшные надписи на пачках табака вряд ли дают желаемый эффект. Около восьми лет назад наш Институт анализировал социальную рекламу, направленную против табака и алкоголя. Оказалось, она не действует на аудиторию. Использование грязно-серых цветов, скрюченных фигур и устрашающих надписей не оказывает должного эффекта. Создатели таких роликов и плакатов не учитывают возрастных особенностей  восприятия у детей и их отношение к собственному здоровью. Представления о том, что в 40 лет легкие почернеют, а сердцу будет угрожать инфаркт – это категории такого далекого будущего, что подростки просто не берут их во внимание.

Получается, реклама "против" сделана так, что на нее не хочется смотреть, зато реклама "за" создана по всем законом восприятия. Наш институт проводил исследование среди учеников третьих, пятых, седьмых и девятых классов. Вне зависимости от возраста дети реагировали на красивую картинку с голубым небом и пачкой сигарет на фоне.

- Какие современные тенденции в потреблении наркотиков подростками можно выделить?

- Во-первых, становится все меньше подростков, которые считают употребление психоактивных веществ недопустимым. Многие уверены, что можно эпизодически принимать наркотики без последствий для организма.

Структура потребления психоактивных веществ не изменилась за много лет. По-прежнему, на первом месте алкоголь, на втором – курение, на третьем – наркотики.

Растет число подростков, имеющих опыт "первой пробы", но количество перешедших на систематическое использование наркотиков практически не меняется.

И, наконец, если раньше мегаполисы опережали менее крупные города по числу подростков, употребляющих наркотики, то сейчас эти различия стираются.

- Если реклама и политика устрашения не действуют на подростков, какими способами можно уберечь их от наркопотребления?

- Эффективной мерой профилактики употребления может стать только долгая и системная работа. Главное – сформировать у ребенка правильное восприятие себя, научить его говорить "нет". Участвовать в этом должны как родители, так и учителя.

Наш институт уже 12 лет реализует  программу среди учеников 2-11 классов, которая называется "Все цвета, кроме черного". Она включает методические пособия для учителей, родителей, а также рабочие тетради для детей. Каждая тетрадь для определенного возраста имеет свое название и направление работы: "Учусь понимать себя", "Учусь понимать других", "Познаю свои способности" и другие.

Исследования показывают, что когда ребенок уходит в негативную среду, табак, алкоголь и наркотики становятся непременным условием его существования. Таким способом он скрывается от реальной жизни, непонимания со стороны взрослых и сверстников. Но когда у подростка есть любимое дело, он живет в нормальном ритме, если у него нет проблем в общении и его понимают взрослые, он не уйдет в эту среду. Именно для формирования у детей интереса к нормальной жизни, осознания себя, своих возможностей, комфортного общения со сверстниками и взрослыми и создана программа.

Установки на позитивное восприятие себя и окружающего мира формируются постепенно. Лекции время от времени, дни здоровья, страшные рассказы о смерти и походы в наркодиспансер не эффективны. Мы нашли другую форму работы для каждой возрастной группы. Если ученики второго-шестого классов занимаются по развивающим тетрадям с играми и загадками, то для старшеклассников применяется другой подход: волонтерство, специальные проекты и так далее. Уроки проводятся как внеклассные занятия или классные часы в учреждениях основного и дополнительного образования. Есть области, где к проекту подключилась почти каждая школа. За 12 лет 642 тысячи школьников из 40 регионов прошли обучение по программе.

Мы ежегодно отслеживаем ситуацию и можем сказать, что постоянно увеличивается число детей с правильной установкой, с правильным отношением к здоровью и здоровому образу жизни как к ценности. Однако, для того чтобы снизилось число употребляющих психоактивные вещества, необходимо тотальное прекращение распространения наркотиков. Но это не в нашей компетенции.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала