МОСКВА, 14 сен — РИА Новости, Лейла Хамзиева. Лишь малый процент воспитанников домов-интернатов для умственно отсталых детей сможет реализоваться во взрослой жизни – завести семью, найти работу. Но это не означает, что у таких детей не должно быть детства. Помочь им радоваться жизни и не терять себя стараются благотворители. Например, благотворительный фонд "Под звездой надежды", под эгидой которого на минувших выходных в Шуйском доме-интернате в Ивановской области открылась современная игровая площадка.
Для всех возрастов
Особую гордость у директора дома-интерната Елены Королевой вызывает многофункциональность игровой зоны – фактически она разделена на три части, каждая из которых рассчитана на определенный возраст воспитанников – от дошколят и школьников до самых взрослых. Кроме стандартного набора - горок, качелей и песочниц, в наборе детской площадки есть и настоящие тренажеры для физических упражнений.
- Учтены все наши пожелания – и детей, и педагогов. Теперь проблемы с занятостью детей во время прогулки решены основательно. Такая площадка, если не во всей Ивановской области, то в Шуе уж точно, уникальна, - признается Королева. – Нам теперь весь город будет завидовать…
Было бы чему завидовать…
Можно не сомневаться, что люди, которые позавидуют тяжелобольным детям, действительно найдутся… Но зависть – это последнее чувство, которого заслуживают воспитанники из шуйского детского дома-интерната. Здесь воспитываются дети с серьезными диагнозами: синдром Дауна, детский церебральный паралич, умственная отсталость (олигофрения).
- Наши детки вобрали в себя максимум проблем, которые только можно себе представить. Мало того, что у них одни из самых серьезных патологий здоровья, так еще и порядка 70% воспитанников имеют статус сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
В шуйском доме-интернате воспитывается 121 ребенок – от 4 до 18 лет. 25 из них находятся в отделении "милосердия". В отдельный блок попадают дети с тяжелейшими диагнозами, им прописан постоянный постельный режим. Проблемы со здоровьем не позволяют малышам научиться элементарным вещам, за ними нужен специальный, непрерывный уход. Многие остаются прикованными к постели всю жизнь.
Персонал детского дома превышает 160 человек. Директор признается, что такое количество сотрудников необходимо не только для того, чтобы обеспечить детей необходимым педагогическим и медицинским надзором, но и для того, чтобы у каждого воспитанника был "родной, близкий человек".
- Нет, мы не несем чужих крестов. По-крайней мере я так свою работу не воспринимаю. Я давно поняла, что это просто особые дети. Призвание одних – работать с детьми, которые развиваются по традиционной траектории, у нас немного другая ситуация, - говорит Королева.
Социальная сеть волонтеров
В последнее время в России все активнее развивается волонтерское движение, появляется все больше неравнодушных людей. Привлекают таких добровольцев и к работе с особенными детьми.
- В чем в конечном итоге заключается наша работа? Мы должны максимально интегрировать наших воспитанников в общество. Понятно, что всех мы не реабилитируем, зачастую это просто невозможно. Необходимо понимать, что у каждого из них есть свой порог. К сожалению, нашим детям по максимуму можно рассчитывать на самостоятельную жизнь под патронажем. Но даже в этом случае необходимо подготовить каждого из них к жизни. Но как это сделать, если дети заперты в четырех стенах, а круг общения ограничен теми, кто здесь работает? - задается вопросом директор.
Несколько лет назад она начала осваивать пространство интернета. У детского дома появился собственный сайт, а со временем и собственная "сеть волонтеров". Как выяснилось, желающих поработать с воспитанниками шуйского дома-интерната оказалось предостаточно. Многие связи сохранены до сих пор.
По наблюдениям Королевой, большинство волонтеров из Москвы (здесь работают три инициативные группы). Кстати, именно благодаря волонтерам состоялось знакомство активистов благотворительного фонда "Под звездой надежды" с Еленой Королевой и ее воспитанниками.
- Не знаю, с чем это связано. Быть может, дело в материальном достатке, может быть в мироощущении. Хотя я не ограничиваю участие волонтеров в жизни нашего дома-интерната только материальной поддержкой. На мой взгляд, это неправильно. Кто-то не может общаться с нашими детьми из-за жалости или по другим причинам, им проще подарить игрушки или что-нибудь полезное. Другим, наоборот, интересен живой контакт с детьми – рисуют что-то, поделки собирают, сказки читают, фильмы смотрят, - говорит Королева.
По ее словам, в последнее время вместе с государством свое внимание на детей-инвалидов обратили и простые граждане.
- Нашей нации гуманность была присуща исконно. В России существовали дома призрения, финансируемые во многом благодаря меценатам. Кардинально ситуация изменилась во времена советской власти, мне так кажется. Тогда "существовало" государство здоровых, красивых, белозубых, дееспособных… - отмечает Королева.
В идеале, по мнению директора, было бы объединить усилия меценатов с усилиями государства. Первыми итогами такого партнерства шуйский детский дом-интернат уже может похвастаться.
- Деятельность меценатов и волонтеров позволяет детям полнее чувствовать жизнь. Власти сейчас разворачиваются в нашу сторону, но должны пройти многие годы, чтобы мы ощутили эту помощь, а дети наши живут сейчас, им не важно, что будет через 10-15 лет. В детских домах живут дети, которым необходимо особое внимание, - уверена Королева.
Благотворительный фонд "Под звездой надежды" был создан в мае 2009 года. Свою главную цель активисты фонда видят в оказании адресной и оперативной помощи детям с тяжелыми патологиями, генетическими и онкологическими заболеваниями. Фонд учрежден по инициативе и при активной финансовой поддержке неравнодушных к проблемам серьезных детских заболеваний бизнесменов, политиков и бизнес-партнеров Группы "Метрополь".
Особые дети
То, что воспитанники шуйского дома-интерната "особые", журналисты убедились с первой минуты присутствия. Первое, что бросается в глаза – их открытость и улыбчивость.
- Да, это наша отличительная черта. Каждый из них, - рассказывает о своих воспитанниках Королева, - сгусток положительных эмоций. Если к нам с радостью, то и мы с тем же чувством, только удвоенным.
Группу журналистов радостным приветствием встретила 8-летняя Кристина: "Здрасьте!!!". Самая активная среди своих сверстников, сразу же оказалась на руках у Елены Геннадьевны: "Ты меня любишь?", заглядывая в глаза, выспрашивала у нее.
А ведь всего пару лет тому назад четырехлетнюю Кристинку определили в "отделение милосердия" как ребенка, который вряд ли пойдет своими ногами. Однако так случилось, что врачи Российской детской клинической больницы, которые обследовали воспитанников детского дома, рекомендовали девочке лечение. Кристина была прооперирована в Москве, после этого восстановительную эстафету перенял медперсонал дома-интерната – массаж, ЛФК… и девочка пошла своими ножками.
К слову, в обязательную программу наблюдения за воспитанниками детских домов-интернатов для умственно отсталых детей осмотр специалистами РДКБ вовсе не входит. Это личная победа директора, которая случилась благодаря волонтерам, рассказавшим о существовании Благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям при РДКБ. Благодаря внеплановому осмотру детей лучшими российскими специалистами девятерым ребятишкам помогли поправить здоровье в столице.
- В обязательный минимум входит ежегодная диспансеризация, а также плановые осмотры специалистами местного и областного уровня. Но моя задача - перед ними, перед господом – предоставить детям максимальную возможность подлечиться. Мы стали первым и пока единственным учреждением в Ивановской области, в которое выезжала бригада Российской детской клинической больницы, - рассказывает Королева, однако просит не превозносить ее заслуг.
В следующей группе собрались воспитанники Юлии Кончиковой. Они обеспечивают креативом весь детский дом, как заядлые театралы. Кстати, участие в сценических постановках – любимое увлечение всего детского дома, чья студия "Страна чудес" даже занесена в "Реестр особых театров России".
У 11-летней Марины на руках хомячок Маша – всеобщая любимица. Маша совсем не боится детских суетливых рук, с удовольствием подставляет мордашку, шевеля усами-лесками. Марина с удовольствием рассказывает о зверьке, о ее рационе, что та любит морковку и все, что удается притащить с обеда. Кстати, Марина в будущем совсем не прочь стать дрессировщиком.
Двое воспитанников этой группы занимаются в конно-спортивном кружке. У 12-летнего Миши "личная" лошадка – Поня.
Тяжело в учении
За последние восемь лет лишь только две выпускницы шуйского дома-интерната вышли замуж. Двое молодых людей обучаются в ивановском профессиональном училище-интернате (входит в систему социального обслуживания населения), где получают швейные специальности, например, наладчик оборудования. С начала текущего года лишь троих выпускников из 25 удалось вернуть в родные семьи. Чаще всего, выпускаясь из домов-интернатов, они переводятся в учреждения социальной защиты взрослого типа – психоневрологические интернаты. Но это не значит, что на этих ребят проще просто махнуть рукой. Работа с такими детьми - лучшая проверка звания Человека.
При интернате существует образовательная школа. В силу своих способностей воспитанники интерната не могут освоить коррекционной программы обучения, но это не значит, что их ничему нельзя научить. Педагогам удается обучить способных ребят чтению, письму и счету.
- Они знают, что такое деньги, могут расплачиваться в магазинах. Умеют сидеть за партой, держать ручку, писать. Правда, таких детей в школе всего 35, - отметила начальник управления социального обслуживания департамента социальной защиты Ивановской области Марина Кабанова.
Есть в детском доме и компьютерный класс. Специальное оборудование было получено в рамках федеральной целевой программы. Клавиатуры адаптированы под возможности особенных воспитанников детских домов.
Шуйский дом-интернат - один из сотен в нашей стране. И далеко не каждое из таких учреждений может похвастаться оснащенностью и спонсорской поддержкой. Объединяет большинство из них - терпение, сострадание и вера в то, что найдутся люди, готовые помочь не только словом, но и делом.