МОСКВА, 14 сен - РИА Новости. Единой позиции в оценке опасности развертывания элементов американской противоракетной обороны в Румынии среди российских экспертов нет. Член экспертно-консультативного совета ПИР-Центра генерал-лейтенант Евгений Бужинский заявил в среду РИА Новости, что размещение ПРО не угрожает стратегическому потенциалу России. В то же время президент академии геополитических наук генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что развертываемая в Европе система направлена против России.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИД Румынии Теодор Баконски во вторник подписали межправительственное соглашение о размещении на территории Румынии элементов системы противоракетной обороны. Речь идет о размещении на бывшей базе ВВС Девеселу наземного варианта противоракет SM-3 и системы "Иджис". В начале сентября Турция объявила о размещении на своей территории в рамках создаваемой США и НАТО системы ПРО радиолокационной станции (РЛС) раннего предупреждения об угрозе ракетного нападения.
"Все это сделано в соответствии с уже объявленными планами. С военной точки зрения размещение на территории Румынии элементов системы американской системы противоракетной обороны не несет угрозы российскому стратегическом ядерному потенциалу", - сообщил Бужинский
В то же время он отметил, что понятную озабоченность российской стороны вызывает полное отсутствие прогресса на переговорах по ПРО.
"Создается впечатление, что для США не является императивом достижение договоренности с Россией по вопросам ПРО, они выполняют свои планы, совершенно не обращая внимания на нашу позицию. А между тем, наши позиции диаметрально противоположны", - заявил эксперт.
В свою очередь президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что система ПРО развертывается США в первую очередь против России и Китая, а в перспективе она будет контролировать и индийскую военно-ракетную программу.
"Американцы создают прецедент, развертывая радар в Турции и планируя развернуть элементы системы ПРО в Румынии. Завтра установленные там элементы можно будет заменить на другие, более мощные - ведь инфраструктура для них полностью будет готова", - отметил генерал.
Коснувшись вопроса юридических гарантий ненаправленности системы ПРО США и НАТО против России, Ивашов подчеркнул, что лучшей гарантией безопасности нашей страны является возможность нанесения неприемлемого ущерба потенциальному противнику.
"Самая лучшая гарантия - это наращивание потенциала для ответно-встречного удара, наращивание потенциала обычных вооруженных сил - вот это будут гарантии, из этого нужно исходить. А бумажки они любые могут подписать", - отметил президент Академии геополитических проблем.
О сотрудничестве по созданию европейской системы противоракетной обороны РФ и НАТО договорились на саммите в Лиссабоне Совета Россия - НАТО в ноябре 2010 года. Суть российского предложения состоит в создании системы совместной ПРО по территориальному (секторальному) принципу распределения ответственности отдельных стран или групп государств за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны.
Согласно поэтапного адаптивного подхода США, на первом этапе создания системы ЕвроПРО, который, согласно плану, должен завершиться в этом году, предусматривается размещение в Европе уже созданных и доказавших свою эффективность систем противоракетной обороны, включая системы морского базирования Aegis. В этот формат включается и мобильная радарная система обнаружения AN/TPY-2.
Вторая фаза завершится к 2015 году. После необходимого тестирования планируется разместить более мощную модификацию перехватчика SM-3 (Блок IB) в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные сенсоры, необходимые для расширения защищаемого района от ракетных угроз ближнего и среднего радиуса действия.
Третья фаза, которая должна окончиться в 2018 году, предполагает разработку, тестирование и размещение усовершенствованного SM-3 (Блок IIA).
Четвертую фазу создания системы ПРО планируется завершить к 2020 году. Она предполагает размещение SM-3 (Блок IIB) с тем, чтобы лучше противодействовать ракетным угрозам среднего и дальнего радиуса и возможным будущим межконтинентальным баллистическим ракетным угрозам против США.