Рейтинг@Mail.ru
Художники-некрореалисты открыли свою ретроспективу в Москве - РИА Новости, 14.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Художники-некрореалисты открыли свою ретроспективу в Москве

© Фото : предоставлено ММСИЕвгений Юфит. Прозрачная роща, 1992. Серия фотографий
Евгений Юфит. Прозрачная роща, 1992. Серия фотографий
Читать ria.ru в
Дзен
Первая столичная ретроспектива возникшего в Петербурге движения "Некрореализм", ставившего своей главной задачей довести до абсурда идеологию путем рассмотрения ее через смерть, открылась в Московском музее современного искусства (ММСИ).

МОСКВА, 14 сен - РИА Новости, Мария Ганиянц. Первая столичная ретроспектива возникшего в Петербурге движения "Некрореализм", ставившего своей главной задачей довести до абсурда идеологию путем рассмотрения ее через смерть, открылась в Московском музее современного искусства (ММСИ).

"Идея выставки - показать художественное движение, зародившееся 25 лет назад в СССР, и которое сразу перевернуло основные идеологические ценности эпохи, например, превратив осмысленную смерть за Родину в бессмысленную. Некрореализм зародился в конце тоталитарной идеологии, в предчувствии ее близкой смерти, доведя до патологии основные ее ценности", - рассказала РИА Новости куратор выставки Олеся Туркина.

На четырех этажах ММСИ в Еромолаевском переулке представлены десятки картин художников-некрореалистов во главе с Евгением Юфитом, а также инсталляции и целая подборка короткометражек, фиксирующих все этапы развития течения, аналога которому в современном искусстве нет. В каждом зале потолок подпирают стволы (березы, сосны, осины), символизирующие связь некрореалистов с историей культуры.

"Мы поднимаемся от жизни к смерти: на каждом этаже живопись, кинозалы, инсталляции. И все повторяется, - повторение как главный принцип экспозиции", - добавила Туркина.

По ее словам, именно "бессмысленность" стала главным рычагом идеологизации этого искусства и его спасением от власти.

"Некрореализм был настолько тупым, что власть его не заметила", - пояснила куратор, уточнив, что идеи этого течения актуальны и сейчас: на борьбу с идеалами общества потребления "выступают звероподобные зооантропорфы, вооруженные чистым идиотизмом".

По ее словам, даже для "эпохи перестройки" это движение было настолько радикальным, что в стране его мало кто принял, а вот западному арт-миру оно сразу пришлось по душе. Например, некрореалистов, вместе с другими художниками из России в 1990 году показывали на выставке "В СССР и за его пределами" в Стеделик-музее в Амстердаме, затем эта выставка демонстрировалась в ЦДХ.

Рассказывая о том, как зародилось движение некрореализма, его основатель, художник и режиссер Евгений Юфит, пояснил, что все началось в начале 80-х с постановочной фотографии. "Я тогда занимался фотографией, имитировал сюжеты с элементами социального гротеска, черного юмора, пародируя господствующую идеологию того времени. Вызов идеологи происходил через нарушения табу на тему смерти, суицида", - пояснил он.

Юфит рассказал, как шаг за шагом он решил фиксировать на пленку перформансы. "Зимой мы часто ездили на электричках, но до последнего момента не было понятно, кто придет на съемки: веселый процесс, приходили люди, получались фильмы. Например, был фильм "Санитары-оборотни" 1984 года. Мы встретились на вокзале, кто-то пришел в белых халатах, кто-то в форме моряка. Потом моряк зашел в электричку, держа в руках пилу, за ним вбежали санитары в белых халатах, началась погоня, а за всем этим смотрят удивленные естественные статисты-пассажиры. Так легко и весело снимались ранние фильмы", - продолжил он.

Начиная с 1989, Юфит сделал семь полнометражных фильмов, каждый из которых стал крупным международным событием. Первый же полнометражный фильм, "Папа, умер Дед Мороз" (1991), получил "Grand Prix" на Международном фестивале в итальянском городе Римини.

По словам Юфита движение некрореализма продолжается и сегодня. "Многие из тех, кто участвовал в перформансах, продолжают работать у меня в фильмах, например, в фильме "Прямохождение", импровизации на тему гибридизации человека и обезьяны в Сухумском заповеднике. Меня интересовала гипотетическая ситуация, когда эксперимент удался, а гибридные экземпляры сбежали и дали ген советского человека".

Как отметил Юфита, лучше всего работы некрореалистов, как живописные, так и кино-работы воспринимают дети: "Они смеются".

Сегодня некрореалисты уже почти классики, о них пишут исследования и защищают дипломные студенческие работы. А куратор основного проекта Московской биеннале Петер Вайбель назвал некрореализм одним из самых серьезных в сегодняшнем искусстве.

Выставка продлится до 30 октября.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала