Рейтинг@Mail.ru
We the People… - РИА Новости, 13.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

We the People…

Читать ria.ru в

У Америки есть одно удивительное качество: она чтит прошлое, но не возвращается к нему. Уважает, но не увязает в нем. Она плохо соотносит настоящее и завтрашнее с тем, что было вчера. Да, было, да, опыт, но главное - что есть и что будет. Ее время дискретно, она нацелена на будущее и не очень умеет осмысливать пережитое и тем более застревать в нем. Нация не позволяет прошлому - плохому ли, хорошему - утягивать ее назад.

Это свойство, как, впрочем, и все в жизни, имеет две стороны. Память - неотъемлемая часть бытия - дается человеку или нации, чтобы сохранить опыт и предостеречь от схожих ошибок в будущем, и это явно не сильная сторона Америки. И в то же время прошлое - лишь тень уже свершившегося; ему, как говорил классик, нужно отвести место в чердаках памяти, но не в повседневной жизни. Америка смогла сделать это, и в этом ее сила.

Прошлое она обращает в символы. Это вехи, музейные экспонаты, объекты туристических нашествий и торжественных священнодействий. Пышных, велеречивых, очень достойных. Своей проникновенностью они вызывают чувство гордости, слезы радости и печали. Но все это - уже пройдено. Почерпнуть там силы и идти дальше - только так может быть использована история.

Американское отношение к свершившемуся не имеет ничего общего с тем, как воспринимают свое прошлое русские. Они в нем остаются, они тянут его за собой, мечтают его воскресить. Они думают, что прошлое можно воспроизвести в настоящем. На самом деле, это оно их тянет назад. Очищенное от ужасов реальности, каким оно на самом деле было (память обычно не держит в себе кошмары, сохраняя лишь трогательное и доброе), прошлое притягивает своими лучшими образами.

Кто-то живет Днем Победы и ностальгируют по тому, какая мощь была у страны; кто-то мечтает об унылой стабильности Союза; кто-то вожделеет по бурным 1990-м. Для русских все это не прошлое, это призраки настоящего, которых они пытаются оживить, беспрестанно таща на плечах своих то, что ушло безвозвратно и может служить лишь подспорьем, напоминанием, предостережением. Но не смыслом и мечтой. И никто не в силах ответственно взглянуть в будущее. Каким сложится, таким и примем. Подстроимся под то, что дано будет, и станем жить…

Другое свойство Америки - она не готова к большим трагедиям внутри. Только находясь среди этой нации, можно понять, каким настоящим национальным шоком, потрясением, перепахавшим души, стало 11 сентября. Фактически оно перевернуло нацию, а затем нация, в своем устремлении к безопасности, перевернула мир. Это не только войны и присутствие в разных уголках мира, отнюдь. Все эти новые требования к перелетам, отдельные терминалы для вылетающих на американский континент, ручной досмотр багажа и т.д. - страна полностью изменила критерии безопасности для себя и для всех, кто ее окружает.

Она не изменила мир и даже не сделала его более безопасным, хотя старалась. Она попыталась сделать более безопасной себя. Через установление новых требований к остальным. Мир выполнил требования сильного, но сам от этого ни более стабильным, ни более спокойным не стал. Возможно, даже наоборот, стал более сильным и менее предсказуемым.

Смотреть фотоленту "Трагедия 11 сентября 2001 года, или "Второй Перл-Харбор" >>

Часть американских экспертов, подводящих в эти дни итоги десятилетия, с сожалением констатируют: Америка не воспользовалась возможностями, открывшимися перед нею после 11 сентября. Вместо консолидации вокруг своего лидерства и новых общих задач она убийственно подорвала доверие сначала действиями в Ираке, а затем - ситуацией внутри страны. Ее главные угрозы ныне, констатирует президент Совета по внешней политике Ричард Хаас, - собственные финансовые проблемы, снижающийся уровень образования, ограниченные возможности роста. Прежние лидеры, увлекшись ситуацией вовне, упустили время на исправление ситуации внутри.

И все это - на фоне так и не восстановленного ореола мирового лидера (с учетом новых экономических трудностей вообще непонятно, можно ли его полностью восстановить) и появления на мировой сцене новых мощных игроков типа Бразилии и Китая.

Россия - и на это ей, возможно, стоит обратить внимание - как в геополитических, так в экономических прогнозах все чаще не поминается отдельной строкой. Она проходит либо в категории "другие страны региона", либо не упоминается вовсе, особенно когда речь идет о нарождающихся гигантах будущего. Это не означает, что ее значимость американцы свели к роли статиста, однако это означает, что для США Россия не только не стоит на лидирующих позициях, но и не является поводом для отдельных прогнозов.

Но рассуждения о будущем, ошибках совершенных и возможных, американской силе и слабости - это в аналитических бумагах, журналах, комментариях, заполонивших собой интеллектуальное пространство еще примерно за две недели до годовщины трагедии.

А вживую - люди. Не массы, не население, не правительство и не генералы. Отдельные люди. С их трагедиями и чаяниями, радостями и страданиями. С именами и судьбами. Из них складывается нация. We the People… Спустя 10 лет после трагедии Америка чтит. Службы и гражданские мемориальные мероприятия проходят по всей стране. Аналитики говорят, что 11 сентября фактически раскололо американскую реальность надвое - до трагедии и после.

Весь день в воскресенье по центральным каналам звучали имена погибших. Они шли строкой под новостными выпусками, они давались речитативом за кадром, они произносились в Нью-Йорке теми, чьи родные погибли в тот день. Два президента и две первых леди, держась за руки, подошли к мемориалу и склонили головы. Люди смотрели в потоки воды на ground zero, и казалось, это земля принимает слезы тысяч и миллионов. Погибших и выживших. Совершавших подвиги на дымящихся развалинах и вдалеке оплакивающих друзей и близких, ушедших навсегда… Это не подвиг народа вообще, не безымянного солдата, это мужество человека, с именем, семьей, судьбой... Конечно, политики произносят все необходимые слова про "великую нацию" и "силу американского характера", но все равно Америка чтит людей, конкретных героев, своих сограждан. Ее мемориальные мероприятия выверены, но они честны. Они наполнены человеческой искренностью, потому они такие пронзительные и трогают даже самую иссохшую под палящим цинизмом жизни душу… Фотографии, воспоминания, голоса детей, которые никогда больше не увидят своих родителей, мать, потерявшая в тот день сына, муж, который никогда уже не встретит в аэропорте свою жену… Простые человеческие истории, кто где был, что видел, что чувствовал. В этом - Америка.

Скоро наступит завтра. Уже 11 сентября часть сюжетов были озаглавлены "от трагедии - к надежде", а бегущей строкой сообщалось о планах президента Обамы внести в конгресс законопроект о рабочих местах, озвученный накануне перед палатами парламента.

Ушедшие с нами. Но нужно иметь мужество продолжать жить, - так считают американцы. И со слезами, с надеждой и верой идут вперед. God bless America…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала