ИРКУТСК, 13 сен - РИА Новости. Особые экономические зоны туристического типа должны развиваться, ориентируясь на массовый туризм, для чего необходимо активнее решать вопросы с их транспортной доступностью, считает заместитель генерального директора компании "Особые экономические зоны" Вадим Дубовик.
"Мы должны ориентироваться на массовый туризм и, кроме того, необходимо ориентироваться на стратегического, якорного инвестора", - сказал он, выступая на круглом столе по проблеме туристско-рекреационных особых экономических зон в рамках Байкальского международного экономического форума в Иркутске.
По его словам, массовый туризм в настоящее время не может быть обеспечен при существующей логистике и внешней инфраструктуре - дорогах, аэропортах, железнодорожной сети. Он выразил надежду, что в ближайшее время вопрос стоимости авиабилетов будет решен, чтобы российские туристы могли активнее приезжать в созданные на Байкале туристические зоны.
Кроме того, по его словам, в будущем целесообразно создавать площадки туристических ОЭЗ в местах с уже развитой инфраструктурой или готовыми туристическими объектами, пользующимися спросом у туристов. В этом случае, полагает он, будут снижены затраты, повысится рентабельность и ускорятся сроки окупаемости проектов.
Также в организации массового туризма, по словам Дубовика, могут помочь "якорные инвесторы" - крупные компании, которые могут обеспечить комплексную застройку туристических зон, включая гостиничные комплексы и туристические объекты.
Среди проблем замгендиректора ОАО "ОЭЗ" назвал отсутствие единых архитектурных решений, а также единых правил строительства в туристических зонах, которые применяются во многих странах мира, ориентированных на туризм.
Другие участники круглого стола среди проблем выделили отсутствие информационного продвижения туристических зон, которое могло бы обеспечить государство, а также недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы работать в сфере обслуживания туристов.
Как заявил журналистам по окончании круглого стола глава "Русресурс" Петр Шура, качество государственных программ по подготовке кадров для туристической сферы не устраивает крупные компании, работающие в этой области. По его словам, возглавляемая им компания создала свою академию туризма, где планирует подготовить 500 специалистов на первом этапе для работы на Золотом кольце России.
Дубовик, в свою очередь, назвал также сдерживающим фактором для развития туризма неурегулированность земельных отношений. По его словам, сейчас компания обсуждает с Минэкономразвития, как можно ускорить процесс перевода земель из одной категории в другую для последующего размещения туристических объектов, как этот процесс можно упростить. В то же время, добавил он, ведется работа "в ручном режиме" по отдельным проектам.
Он отметил, что ОАО "ОЭЗ" может также улучшить взаимодействие с инвесторами для развития проектов и привлечения финансирования в рамках подписания соглашений о взаимных обязательствах. По его словам, определенные обязательства со стороны государства могли бы рассматриваться банками как некие гарантии при финансировании потенциальных резидентов особых туристических зон. Такое соглашение, добавил Дубовик, снижает проектные риски. В ближайшее время, уточнил он, планируется подписание ряда таких документов с уже действующими резидентами ОЭЗ туристического типа.
Как прокомментировал агентству "Прайм" глава ОАО "ОЭЗ" Олег Костин, в настоящее время в трех самых активных туристических зонах - в Бурятии, Алтайском крае и Республике Алтай - ведется строительство 49 объектов на общую сумму 7,9 миллиарда рублей. "Из этого количества 17 объектов на сумму 3,1 миллиарда рублей мы планируем сдать в эксплуатацию до конца текущего года", - сказал он, добавив, что речь идет о строительстве дорог, мостов, инженерных сетей и коммуникаций. По его словам, в эти зоны уже удалось привлечь частные инвестиции на сумму более 50 миллиардов рублей.