Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Одним из главных итогов завершившейся в Нижнем Тагиле выставки вооружений для сухопутных войск стало то, что правительство готово финансировать из бюджета обновление производственных мощностей российского танкостроительного гиганта - "Уралвагонзавода". Вместе с тем, к выбору продукции предприятия военное ведомство подходит с изрядными претензиями.
В ближайшие годы федеральный бюджет вложит более 64 млрд рублей в программу развития "Уралвагонзавода". Об этом сообщил премьер-министр Владимир Путин, выступая на фестивале, посвященном 75-летию этого предприятия.
Понятно, что далеко не все эти деньги пойдут на обновление чисто военного производства - "Уралвагонзавод", как следует из его названия, является крупным производителем железнодорожного оборудования. Однако нас сейчас интересует именно военно-технический аспект.
Руководители оборонных предприятий нередко критически отзываются о Государственной программе вооружения на период до 2020 года, справедливо указывая на то, что заявленные там показатели производства новой техники будет невозможно выдержать без масштабной модернизации производственных мощностей "оборонки". Собственные средства на такое обновление есть далеко не у всех - фактически, лишь у некоторых предприятий, с конца 1990-х разрабатывавших крупные экспортные заказы. Но такие заводы и без того уже в значительной степени усовершенствовали свои производства.
На примере "Уралвагонзавода" мы сейчас видим серьезную попытку федеральных властей влить бюджетные средства в обновление мощностей военной индустрии. На что же пойдут эти деньги?
Те же и Т-90
В линейке новых образцов "Уралвагонзавода", в том числе представленных на выставке "Российская выставка вооружения. Нижний Тагил - 2011", только что закончившей свою работу, числится танк Т-90. Весной этого года главком сухопутных войск Александр Постников раскритиковал эту машину, заявив, что нет смысла закупать за 118 млн рублей "семнадцатую модернизацию танка Т-72".
Структура заказов военного ведомства по танковой технике последние годы меняется с большим скрипом. Минобороны стоически берет по 63 танка Т-90 в год, дополняя их закупками услуг по капитальному ремонту и модернизации имеющихся танков Т-72 до версии Т-72БА.
Тезис генерала Постникова возник не на пустом месте: похоже, военные действительно не видят смысла в наращивании закупок новеньких Т-90 по 118 миллионов за штуку (хотя есть сведения, что имеющийся уровень заказов на них в ближайшие год-два сохранится). Ведь в прошедшем 2010 году за новые Т-90А военное ведомство платило по 70 млн рублей. Оставляя за кадром вопрос о причинах, по которым рост цен за год принял столь ошеломительные масштабы, заметим, что факт остается фактом: Т-90 признан слишком дорогостоящим.
Вместо него Минобороны переключается на капитальный ремонт и усовершенствование Т-72 из наличия войск. И последняя составляющая заказа, кстати, растет. По данным Центра анализа стратегий и технологий, в 2010 году Минобороны заказало модернизацию 198 танков до уровня Т-72БА. В 2011 году, по ряду сведений, заказано обновление еще нескольких сотен танков.
Впрочем, общее количество усовершенствованных машин, возвращенных в войска в 2000-2009 годах, едва превышает сотню, притом что весь парк Т-72 российской армии, по открытым данным, превышает 9 тысяч машин. Даже с учетом неизбежного сокращения техники боевого состава при переходе к бригадам "нового облика" такие темпы модернизации следует признать не самыми высокими.
Объект без индекса
Положим, поначалу Т-90 действительно именовался Т-72БУ. Поэтому Александр Постников, по сути, прав - несмотря на то, что Т-90 значительно превышают по своим боевым возможностям основной парк танков Т-72, имеющихся на вооружении российской армии.
Но ведь есть и другая разработка, назвать которую "семнадцатой модернизацией" сложно. Это - долгие годы окруженный ореолом тайны "объект 195", который давно уже успели окрестить в прессе "Т-95". Что совершенно неправильно, так как танк не снабжен официальным индексом, поскольку не был принят на вооружение.
Машина прошла государственные испытания, и, по ряду отзывов, справилась с ними неплохо. Отдельные тактические возможности танка и внедренные на нем технические решения получили высокую оценку военных.
После чего Министерство обороны от этого танка… отказалось. В качестве причин эксперты назвали, как ни странно, высокий технологический уровень машины. Как оказалось, слишком велик будет объем денежных средств и трудозатрат на выстраивание ритмично и качественно функционирующей производственной кооперации.
Подобная история в свое время произошла с танком Т-64, под который пришлось в известной степени заново создавать целый сегмент бронетанковой промышленности. Но если в 1960-е годы Советский Союз чисто технически мог позволить себе вложиться такой "национальный проект", то Россия 2010-х подобными возможностями не обладает.
Дело не только в значительных финансовых затратах на модернизацию и подготовку производства, но и в не самом безоблачном состоянии промышленной кооперации ВПК в целом. А также тяжелых проблемах с координацией и управлением, в 2010-2011 году заставивших изрядно скорректировать заказы по Государственной программе вооружений.
Дешевле и практичнее
Так что же нужно военному ведомству, если Т-90 и "объект 195" его не устраивают, и из-за этого оно готово ругаться с промышленностью, со своей стороны обиженной таким небрежением к новой технике? Ответ кроется в концепции трех типов общевойсковых бригад "нового облика", опубликованной Генштабом в прошлом году.
Согласно этой концепции, бригады в армии будут тяжелые (на гусеничной технике), средние (на колесных БТРах) и легкие (на бронеавтомобилях). При этом введено требование максимальной унификации транспортных средств в пределах соединения.
Это означает, что в случае тяжелой гусеничной бригады по возможности весь парк машин должен быть основан на одном шасси: от танков, БМП и самоходных артустановок до тягачей и инженерных машин. Имеющиеся линейки гусеничной бронетехники, включающие Т-90, гипотетический "Т-95" и все возможные варианты БМП этому требованию не удовлетворяют.
Поэтому появился проект "Армата", который по ряду данных претендует на шифр "Т-99". Эту машину военные называют неудобоваримым словосочетанием "перспективная унифицированная тяжелая платформа", и именно на ней планируется развернуть весь комплекс боевых и вспомогательных гусеничных машин для тяжелых бригад.
В том числе и танков - с установкой, в частности, необитаемой башни и бронекапсулы для экипажа внутри корпуса. Разработка "Арматы" поручена все тому же "Уралвагонзаводу", при этом сообщается, что удачные решения, нашедшие применение на Т-90 и "объекте 195", будут творчески использованы и в новой боевой машине.
"Армата" выйдет из цехов в 2015 году. А до того нас ждет все тот же самый рецепт: модернизированные Т-72. По мнению министерства обороны, так будет дешевле и практичнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции