Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем" - для "РИА Новости".
Футболисты, хоккеисты и баскетболисты в последние дни выходили на свои очередные матчи с траурными повязками. С погибшими в Ярославле игроками ХК "Локомотив" прощалась не только Россия - о них вспоминал весь мир. Не могли спортсмены не помнить и о предстоящих перелетах своих клубов и сборных. Российским спортивным командам в этом смысле особенно непросто: слишком часто они пользуются услугами малоизвестных перевозчиков с самолетами, техническое состояние которых далеко от идеального.
Больше, чем спортсмены, не летает никто. В разгар футбольных, хоккейных и баскетбольных сезонов сотни аэропортов выпускают и принимают еженедельно тысячи самолетов, на которых из города в город и из страны в страну перемещаются многочисленные команды.
В каждой команде - факт известный - есть игроки, испытывающие в самолете чувство страха большее, нежели их партнеры. Ярославская трагедия заметно увеличила число спортсменов, опасающихся летать. "Нам психологически будет тяжело", - выразил мнение многих футболистов российских клубов премьер-лиги полузащитник томской "Томи" Денис Бояринцев.
Подавляющее большинство российских футбольных команд - не менее 80 процентов - в той или иной степени пользуется, летая чартерными рейсами, самолетами Як-42. "Мы, - рассказал спартаковский тренер Валерий Карпин, - раз двадцать за последние два года летали на том самом "Яке", который разбился в Ярославле".
Спартаковцы, по всей вероятности, перейдут на другой тип самолета, а вот "Динамо" и "Локомотив", насколько известно, от Як-42 отказываться не намерены. На Як-42 перевозили по России членов делегации ФИФА, приезжавшей посмотреть на города, предлагавшиеся для проведения чемпионата мира 2018 года. На самолете этой модели в Нижний Новгород на "Матч всех звезд" летали все лучшие баскетболисты российских клубов, в том числе, разумеется, иностранцы. В Як-42 до недавнего времени садились хоккеисты сборной России, отправлявшиеся на крупные международные турниры.
Сейчас, по словам президента Федерации хоккея России Владислава Третьяка, "команда пересядет на "Боинг".
Только на комфортабельном "Боинге" летает нынче футбольная сборная страны.
В зависимости от того, кто ими владеет, российские клубы делятся на три категории: богатые, среднего достатка и бедные. Ни одна из состоятельных команд Яками не пользуется. "Зенит" летает на "Боинге 737"; ЦСКА, подписавший спонсорский контракт с "Аэрофлотом", перемещается на "Аэробусах" - либо на 319-м, либо на 320-м (лишь в Нальчик и Махачкалу из-за специфики взлетно-посадочных полос на местных аэродромах отправляется на другом лайнере, в частности, на своем ТУ-134). У "Анжи", которой приходится садиться в самолет чаще других (она и на домашние матчи в Махачкале летает из Москвы, поскольку базируется в Подмосковье), есть великолепно оборудованный ТУ-154.
Вполне объяснимо, когда испытывающий финансовые проблемы самарский клуб "Крылья Советов" отправляется на игры в столицу регулярными рейсами "Аэрофлота" (на "Боингах" и "Аэробусах", между прочим) или же заказывает чартеры у малоизвестных перевозчиков, число которых в России давно превзошло все допустимые нормы. Но совершенно непонятно, почему московский "Спартак", один из самых состоятельных в стране футбольных клубов, отдавал предпочтение 42-му Яку.
Трагедия, произошедшая с хоккеистами ярославского "Локомотива", вынудит, можно предположить, российские футбольные клубы пересмотреть свою транспортную политику. Они платят игрокам и тренерам миллионы евро в год, и, полагаю, каждый клуб в состоянии позволить себе увеличить статью расходов на перелеты, заказывая проверенные, находящиеся под постоянным контролем специалистов, более удобные лайнеры. "Мы всегда, - говорит директор по безопасности Российской футбольной премьер-лиги Александр Мейтин, - говорили о том, что надо работать с солидными операторами, хорошо зарекомендовавшими себя на рынке".
Неизбежность выбора новой системы авиапередвижений стоит и перед клубами КХЛ.
КХЛ готова изменить схему авиаперевозок
Ужастикам о том, как осыпалась краска с самолетов, как кресла слетали с мест, как грязно было в заказанных командой лайнерах и как каждый полет на российских самолетах превращается в полную неизвестности игру в рулетку, - нет числа. О таких ситуациях любят рассказывать вернувшиеся домой из России иностранные футболисты, хоккеисты, баскетболисты и тренеры. На них смотрят как на чудом уцелевших отчаянных экстремалов.
С глазами, наполненными страхом, делились футболисты сборной Бельгии своими впечатлениями о перелете из Москвы в Воронеж на "тушке" на товарищеский матч с российской командой поздней осенью прошлого года. Можно только представить, о чем бельгийские игроки подумали, когда увидели в интернете обломки "своего" самолета с бортовым номером RA-85744, развалившегося спустя несколько дней в Домодедово при совершении аварийной посадки.
КХЛ не отвечает за авиапредпочтения команд и, по словам одного из руководителей Лиги Вячеслава Фетисова, "не может ничего навязывать клубам, которые сами вправе выбирать авиаперевозчиков".
"Но мне, - рассказал Фетисов, - звонили из "Аэрофлота". Эта компания готова возить команды на комфортабельных современных самолетах - "Боингах" и "Аэробусах". Скорее всего, в ближайшее время Лига внесет предложение клубам сформировать единую транспортную систему". "Несколько лет назад, - напомнил Фетисов, - мы всерьез обсуждали вопрос о том, что у клубов должна быть своя авиация - такая практика есть в НХЛ и НБА. Но не все клубы нас поддержали".
КХЛ, судя по всему, намерена в самое ближайшее время принять решение о централизованном управлении авиаперевозками. Лига намерена, по словам президента КХЛ Александра Медведева, предъявить "самые высокие и жесткие требования по безопасности и организации полетов" и сотрудничать с той авиакомпанией, которая выиграет объявленный конкурс.
Авиапарк заокеанских клубов
У многих клубов Национальной хоккейной лиги - своя авиация. Но централизованным управлением авиаперевозками заокеанская Лига не занимается. Она никому ничего не заказывает, клубы все делают сами. В каждой команде есть менеджер, ответственный за это. Он всегда летает с командой. Как только появляется расписание матчей на весь регулярный чемпионат, клубы сразу заказывают перелеты на этот срок.
Все команды летают чартерами (их заказывают только у крупных авиакомпаний, таких, например, как Air Canada, и пользуются "Боингами" и "Аэробусами"). У некоторых клубов - в частности, у "Детройта", "Нью-Джерси", "Колорадо", "Чикаго", "Сент-Луиса" - есть свои самолеты, раскрашенные в клубные цвета, с изображением названия клуба на фюзеляже. Возникают аварийные ситуации и с собственными самолетами. Павел Дацюк, звезда мирового хоккея, не может забыть эпизод, когда у самолета с его командой "Детройт" в полете остановились двигатели: "Это было в 1999 или 2000 году, когда я только пришел в команду. Двигатели остановились в воздухе, и просто чудо, что пилоты смогли их перезапустить".
По точно такой же системе авиапередвижений живут клубы Национальной баскетбольной ассоциации. У некоторых - собственные самолеты, большинство заказывает на весь сезон чартеры у крупных, хорошо известных операторов. У баскетболистов своя специфика - рост игроков, которым необходим дополнительный комфорт в самолетах. Все самолеты, на которых летают клубы НБА, удобны для высокорослых пассажиров.
Центровой сборной России Тимофей Мозгов, играющий в НБА за "Денвер Наггетс", говорит, что при росте 216 сантиметров он не испытывает в полете никаких трудностей. Сиденья и диванчики настолько удобны, что на них даже можно поспать. Виктор Хряпа, еще один российский баскетболист, выступавший в НБА, рассказывал репортерам несколько лет назад, что в "Боинге 737", которым летал его "Портленд", у каждого баскетболиста было по два места. Не возникало никаких проблем с тем, чтобы с комфортом провести время в полете: вытянуть ноги, поспать, посмотреть телевизор, почитать или поиграть в карты.
Слово "комфорт" - не последнее в лексиконе тех, кто обеспечивает перелеты клубов НХЛ и НБА. Но и не первое.
Первое - "безопасность". Ради нее сотрудничают только с известными перевозчиками, у которых заказывают только современные, хорошо себя зарекомендовавшие воздушные суда. Слово "экономия" при выборе оператора и типа самолетов вообще не произносится. Оно, впрочем, и не должно произноситься, когда речь идет о безопасности людей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции