Система навигации ГЛОНАСС известна в России всем или почти всем, но сложилось так, что производителя спутников для нее у нас мало кто знает.
"Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнева" - режимное предприятие в закрытом городе Железногорске, затерянном в красноярской тайге, однако РИА Новости удалось заглянуть в самое сердце одного из ведущих мировых производителей и пообщаться с его генеральным конструктором и генеральным директором Николаем Тестоедовым.
Главный "решетневец" рассказал корреспонденту Олегу Леонтьеву, за счет чего планируется удвоить производство спутников, и развенчал миф о низкой цене как конкурентном преимуществе российских компаний. По его словам, в борьбе за клиента больше помогают репутация и вовремя сделанные вложения в опытно-конструкторские работы.
- Освоение космоса имеет некий романтический флер. Но тем не менее это бизнес. Спутники приносят деньги?
- У нас есть планы по 2020 год. В первую очередь благодаря тому, что в прошлом году президентом Дмитрием Медведевым была подписана госпрограмма вооружения до 2020 года, где мы занимаем очень достойное место. Сейчас на выходе в правительстве ФЦП "ГЛОНАСС" до 2020 года. Продолжает действовать федеральная космическая программа. Все это позволяет нам прогнозировать загрузку предприятия по 2020 год. Если в 2005 году объем производства на предприятии составил 3,2 миллиарда рублей, то в прошлом году он составил 17 миллиардов рублей, а в 2020 прогнозируется 35 миллиардов рублей. Причем это сценарий минимальный. А в этом году мы планируем выйти выше, чем на 20 миллиардов рублей.
Почему я не говорю точную цифру? Она существует, но все в космической отрасли очень сложно прогнозировать. Мы планировали в этом году запустить 23 космических аппарата, и мы их сделаем, сейчас 10 космических аппаратов уже готовы – стоят на хранении на предприятии и на космодроме.
- Предприятие уже давно вышло на международный рынок и успешно заключает контракты. Как вам работается на международном рынке, насколько сильна конкуренция?
- Еще будучи федеральным государственным унитарным предприятием, мы активно, я не побоюсь этого слова, агрессивно, работали на международных рынках. Первый опыт был 15 лет назад, когда Михаил Федорович Решетнев подписал контракт с европейским оператором Eutelsat на создание спутника SESAT (Siberian European Satellite). Спутник успешно работает на орбите уже 11 лет – больше, чем гарантированный срок активного существования, и продолжает работать дальше. В последние четыре года мы подписали четыре контракта на поставку спутников для зарубежных операторов: Израиля, Индонезии, Казахстана и Украины. И каждый тендер, каждая предконтрактная работа проходят в очень напряженной конкуренции с нашими компаниями-конкурентами. Рынок производителей на сегодняшний день избыточен по отношению к потребностям операторов. Существует очень жесткая конкуренция. Критериями в ней являются сроки, стоимость, но в первую очередь качество и репутация. Можно сказать так: последние 10-11 лет мы работали "на репутацию". Сейчас, в последние четыре года, это дает результат в виде контрактов. Мы продолжаем эту работу.
- Благодаря каким из этих критериев ИСС выигрывает контракты? Благодаря узнаваемому бренду или цене, которая у нас может быть ниже, чем у зарубежных производителей?
- Цена – это то конкурентное преимущество, которое было у российских производителей 5-10 лет назад, но сейчас практически исчезло. Спутник собирается во многом из импортных комплектующих. Как минимум, это электрорадиоизделия. И сегодня на предприятиях Роскосмоса платится достойная зарплата работникам. Поэтому здесь большого выигрыша нет. Но мы имеем хорошие предложения на рынке благодаря тому, что несколько лет назад Роскосмос вложил деньги в опытно-конструкторские работы под названиями "Экспресс-1000" и "Экспресс-2000". Именно под этими брендами мы представляем на рынок две космические платформы. Одна – среднего класса "Экспресс-1000" с мощностью на полезную нагрузку 5,6 киловатта в течение 15 лет, а тяжелая платформа – это до 14,5 киловатта на 15 лет. Это продукт, которого нет в России ни у одной компании. И он полностью соответствует западным продуктам. Более того, на сегодняшний день в Европе нам нет конкурента в области средних спутников. Этим и объясняется востребованность спутника на базе платформы "Экспресс-1000". Израиль, как и положено, это почувствовал первым. Они нашли соотношение цены-качества при совершенно правильных, быстрых сроках, и поэтому сейчас мы чувствуем себя достаточно комфортно.
- Вы говорите, что при производстве используются зарубежные комплектующие. Какова их доля и где они закупаются?
- Для разных аппаратов эта доля разная. Так как мы предприятие, которое выпускает спутники и для Минобороны, и для гражданских нужд, и для зарубежного потребителя, то именно этим определяются пропорции. Порядок следующий. В спутниках, поставляемых за рубеж, 75% электрорадиоизделий - импортного производства. Для спутников, поставляемых для нужд Министерства обороны – это не более 25%. То есть здесь нормально, достойно себя являет российская промышленность. А спутники двойного назначения, тот же Глонасс - там примерно 50 на 50. Вопрос применения отечественной или импортной техники определяется тем, насколько предельной характеристики нужно достичь на космическом аппарате, или ставятся другие критерии. Например, национальная независимость. Независимость промышленности от импортной элементной базы. Мы работаем, фактически, во всех сегментах. И с максимальным использованием импортной элементной базы, и с минимальным. Но каждый случай применения импортной элементной базы нами рассматривается как исходные данные для применения продукции российской промышленности.
- То есть процесс замещения импортных комплектующих отечественными идет? Наша промышленность развивается в этом направлении?
- Применение электрорадиоизделий в космических аппаратах – это не только вопрос предприятий промышленности, их изготавливающих. Для того, чтобы применить любое комплектующее, мы обязательно проводим жесткую систему отбора. Каждый активный элемент, используемый нами, подвергается нескольким сотням часов электротермотренировок с измерением параметров. И если мы видим, что параметр электронного компонента не соответствует техническим условиям, или начинает "плыть" в сторону границы, то мы отставляем такой компонент как ненадежный или как потенциально ненадежный. Ту же практику мы используем и по отношению к импортной базе категории industry. Там есть три категории: industry, military и space. Так вот самая массовая категория – это industry. И когда мы вынуждены ее закупать - а мы стараемся закупать space - тогда подвергаем ее тем же жесточайшим испытаниям, каким подвергаем отечественную элементную базу. И нужно сказать, что в этих условиях российская база, проверяемая нами, включая испытания на радиационную стойкость, выглядит очень достойно.
- Многие отечественные компании начали отказываться от услуг Рособоронэкспорта. Вы с ними сотрудничаете? Будет ли это сотрудничество продолжаться, или есть какие-то разногласия?
- У нас нет разногласий с Рособоронэкспортом. На прошлом международном авиасалоне в Жуковском, два года назад, мы с ними подписали соглашение о сотрудничестве. Мы достаточно часто проводим с ними консультации по поводу нашего продвижения на тех рынках, где они традиционно представлены. Рособоронэкспорт более силен на рынке стран, которые закупают, в первую очередь, обычное вооружение, а не космические аппараты. Поэтому взаимодействие есть, понимание есть полное. Но другое дело, что до какого-то конкретного контракта дело пока еще не дошло. Хотя проработки были.
- В ближайшее время ожидаются контракты?
- Я думаю, что да, потому что Рособоронэкспорт – сильная организация. У нее хорошие контакты и хороший опыт в ряде стран. Мы специально участвуем в ряде выставок, в том числе в Юго-Восточной Азии, там, где сильны позиции Рособоронэкспорта. Предконтрактная работа любой компании – это всегда охраняемая коммерческая тайна. В любом случае, те страны, с которыми взаимодействует Рособоронэкспорт, всегда в центре нашего внимания.
- Несколько лет подряд в России шел процесс укрупнения производителей спутников в большую корпорацию. Сейчас он несколько застопорился. Почему это произошло, и каких дальнейших шагов можно ожидать?
- Есть общемировая тенденция к укрупнению фирм. В Европе всего две огромные спутникостроительные компании. В Америке их тоже не очень много. Подобные процессы происходят и в России. Мы возглавляем корпорацию из 10 предприятий. Это, в первую очередь, представители нашей кооперации, которая представляет нам либо элементы, либо услуги для создания космического аппарата. Предполагается дальнейшая реструктуризация предприятий в Роскосмосе, укрупнение. Но эти вещи описываются в так называемых системных проектах. На сегодняшний день системные проекты, которые были разработаны год назад, пересматриваются и уточняются. Данная процедура завершится на НТС Роскомоса, там мы поймем, какие из вариантов будут выбраны. Вариантов несколько. Каждый из них по-своему эффективен. Конечно, идеальный вариант, когда ключевые предприятия нашей кооперации входили бы в нашу корпорацию. У нас повышается управляемость и повышается взаимодействие.
- У всех на слуху ряд аварий с участием отечественных ракет-носителей. Можете дать оценку их общей надежности, исходя из вашего опыта?
- Неправильное и неблагодарное дело – обсуждать то, чем ты не занимаешься. Есть созданные и аварийные и межведомственные комиссии. Есть и государственные комиссии по каждому пуску. В любом случае, когда мы смотрим статистику успешных пусков по каждому виду носителей, я имею в виду и ракету "Протон", и ракету "Союз", я по-прежнему считаю, что они являются самыми надежными в своем классе в мире. Есть проблемы? Комиссии разберутся. Я уверен, что причины будут найдены, устранены, и мы продолжим поступательное движение в космос. Напомню, что в последние несколько лет мы занимали первое место в мире по количеству запусков. И это нужно развивать, хотя бы потому, что у нас уже много спутников готовы к запуску.
Справка:
ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" является правопреемником ФГУП "Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф. Решетнёва", созданного в 1959 году как восточный филиал ОКБ-1 С.П. Королёва в городе Красноярск-26 (ныне город Железногорск Красноярского края). На сегодня предприятие является лидером отечественного спутникостроения. Космические аппараты, созданные в его цехах, составляют две трети орбитальной группировки Российской Федерации. Наиболее известный их продукт – спутники отечественной системы позиционирования ГЛОНАСС. ИСС - головное предприятие интегрированной структуры, в которую входят девять отечественных компаний, производящих решения для космических аппаратов.