На прошлой неделе на четырех аренах Москвы и Подмосковья состоялись контрольные прокаты членов сборной России по фигурному катанию. По просьбе корреспондента агентства "Р-Спорт" Андрея Симоненко своим мнением по поводу выступлений танцевальных дуэтов – причем в некоторых эпизодах мнением достаточно критичным, но при этом объективным и прямым – поделился двукратный чемпион мира в танцах на льду Максим Ставиский.
Я начну свой рассказ с впечатления от коротких танцев, просмотр которых, если честно, оставил удручающие эмоции. Сразу подчеркну: я понимаю, что сезон еще не начался, что это прокаты не соревновательные, а тренировочные, что фигуристы еще не набрали форму. Поэтому о технической стороне прокатов я даже говорить не буду. Я буду говорить о постановках – и перспективах этих постановок, как я их вижу.
Если говорить корректно, то серия обязательных шагов у всех четырех пар оставляет желать много лучшего. Такое ощущение, что все катаются на прямых ногах, не сгибая колени. Если говорить о тех, кто на общем фоне выделяется в лучшую сторону, то это Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко.
Теперь по поводу самого танца, темой которого в нынешнем сезоне, как известно, должна быть латина. Латиной, по крайней мере, как я ее себе представляю, пахнет тоже только в программе Рязановой и Ткаченко. Здесь в танце задействован корпус, есть пластика латины, есть конек. Явно видна работа хореографа Сергея Петухова. Впрочем, в группе Алексея Горшкова всегда заметна его работа, и я это говорю не потому, что он мой бывший хореограф, и не потому, что я знаю, как ценна его работа – а потому что она действительно видна.
Тем не менее, взаимоотношений в паре – а это именно то, что отличает зрелый танцевальный дуэт от юниорского – нет ни у кого. Ни у Рязановой/Ткаченко, ни у трех других пар. Катаются себе два одиночника, старательно катаются, пытаются что-то сделать – но пары на льду не видно.
Если говорить по персоналиям, то самое грустное впечатление у меня от танца Кристины Горшковой/Виталия Бутикова, и я даже не про ретро-музыку. Я понимаю, что вся латина уже перелопачена, перерыта, перепробована, уже ничем никого не удивишь. Но внешний вид спортсменов не выдерживает никакой критики, особенно на фоне падений и расхождений.
Впрочем, как показывает практика, к основным стартам Горшкова и Бутиков в итоге что-то корректируют, и потом выглядят достаточно достойно. Может, и сейчас так произойдет, но это неправильная тактика. Контрольные прокаты созданы для того, чтобы демонстрировать на них итоги работы в межсезонье. Для спортсменов это серьезный старт. Но по сути, никто из наших танцоров не воспринял прокаты серьезно – поэтому и такой уровень выступлений в коротком танце. Многие катались в тренировочной форме, хотя на контрольных прокатах можно было бы выйти и в соревновательных костюмах.
Идем дальше. Елена Ильиных и Никита Кацалапов по ощущениям катались вполноги и продемонстрировали, что поставили короткий танец. Но, если честно, ничего нового и интересного в их этом коротком танце я не заметил. То же самое ощущение и от катания Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева – все то же, что и раньше.
Резюмируя – я сильно расстроился, потому что Игорь Шпильбанд, могу гарантировать, поставит своим американским и канадским парам зажигательную латину. А у наших не "зажигает" никто. Так, катают короткую программу – посредственно, по шаблону. Выучили какие-то стандартные движения и продемонстрировали их. Ни у кого не видно танца, не видно взаимоотношений, не видно интересных постановок – и даже поиска чего-то интересного не видно.
Наверняка многие мне сейчас скажут – вот, ты такой-сякой, тебе только бы кого-нибудь обругать. Ничего подобного – если есть за что, я всегда готов и похвалить. Я действительно оценил работу Рязановой/Ткаченко. Но и у них в паре пока не будет видно взаимоотношений – они будут выглядеть как юниоры. То же самое и все остальные – они выглядят как будто либо только что поссорились, либо еще не познакомились.
Говоря о перспективах коротких танцев, как я их вижу сейчас: если все будет выкатано и отработано, то для меня на первом месте – танец Рязановой/Ткаченко, потом идут Боброва/Соловьев, а третьими – Ильиных/Кацалапов.
Здесь хочу сказать доброе слово о юниорах – Виктории Синициной и Руслане Жиганшине. Они порадовали тем, что подошли к контрольным прокатам как к соревнованиям. И понравились – тем, что пытаются что-то искать, что стараются ставить интересные вещи. Это очень неплохая пара, и потенциал у них мощный. Им вообще, я считаю, с таким катанием уже можно переходить в мастера. В их программах интересные переходы по позициям, есть находки в дорожках. Для юниоров это очень неплохо – особенно на фоне мастеров.
Переходя к впечатлениям от произвольных танцев, начну с Бобровой/Соловьева и Горшковой/Бутикова. Мне было на них очень приятно посмотреть. Но только в том смысле, что я как будто перенесся в 80-е годы прошлого века. Ностальгия пробила.
Выбор музыки в танце Бобровой/Соловьева ("Вальпургиева ночь" Гуно), конечно, удивил. Если честно, танец выглядит скучноватым. Кроме того, не могу не обратить внимание, что посадка на льду у них неэстетична, особенно у партнерши – корпус параллельно льду и задранная голова выглядят неестественно. Может быть, их тренеры считают, что эта такая "фишка", козырь спортсменов, но лично мне это кажется неправильным.
О чем произвольный танец Бобровой и Соловьева – я не понял. Есть вроде бы и эмоции, и руки, но ощущения целостности в танце нет. И никакого изменения в стиле я у них не увидел. Для меня их прошлогодний произвольный танец был намного интереснее. Конечно, я ожидаю, что Боброва и Соловьев, пара очень сильная, по ходу сезона будет прогрессировать, но в целом их постановка пока не порадовала.
Горшкова и Бутиков не то что не порадовали, но даже немножко разозлили. Дело в том, что танго – это сложнейший танец, по физике, по выносливости, по характеру. Его надо катать или очень хорошо – или лучше не трогать. Я могу вспомнить всего три удачных танго в танцах на льду – в исполнении Оксаны Грищук и Евгения Платова, Элизабет Пунсалан и Джерода Суоллоу, Ольги Шарутенко и Дмитрия Наумкина. Нельзя просто взять музыку танго и прокатать под нее четыре минуты. Непозволительно это. А Горшкова с Бутиковым именно так и сделали.
Ильиных и Кацалапов, что бы ни говорили насчет того, что это был показательный танец с фрагментами произвольного, катали именно произвольную программу, это явно видно. В целом танец поставлен очень неплохо, есть определенные находки. Правда, с поддержками у них остались, на мой взгляд, проблемы – либо это повторение старого, либо неуверенное исполнение нового. Есть одна интересная поддержка – в шпагате на одной ноге, но, увы, точно такую же исполняют и Рязанова с Ткаченко. Кто у кого спер – не знаю, пусть сами разбираются.
Про технику я обещал не говорить, поэтому не буду заострять внимание на многочисленных недоработках и ошибках. Уверен, все это спортсмены еще выкатают. А на саму программу посмотреть было очень интересно. Есть интересные переходы, например, по позициям. Именно здесь, кстати, заметно то, что Ильиных и Кацалапов теперь тренируются у Николая Морозова. Жулин на позиции обращал внимания мало, он больше концентрировался на артистизме, на завязке номера, на теме танца. И это выглядело, наверное, несколько более гармонично, потому что программа была неким театральным мини-спектаклем. У Морозова интереснее элементы и переходы по позициям, взять тот же необычный зеркальный подход к твиззлам. Но мини-спектакль потерялся. Но, повторю, смотреть эту программу лично мне было любопытно – по эмоциям, по каким-то техническим разрешениям. Не исключаю, ощущение театральности появится, когда будет музыка.
Программу Рязановой и Ткаченко я еще летом видел, правда, частями. Сейчас, на прокатах, первый раз – целиком. Для меня в произвольном танце конкуренты за первое место сейчас – это Ильиных/Кацалапов и Рязанова/Ткаченко. Интересные постановки у того и другого дуэта, неплохо поставлены элементы. Технически обе пары сильные.
Кстати, когда я еще у Жулина некоторое время работал с Кацалаповым, то часто сравнивал его именно с Ткаченко. От природы эти фигуристы очень одарены – им не надо ничего объяснять, просто показал – и они впитывают. Им даже конек ставить не надо – он едет и едет, и едет правильно.
Если подвести черту – произвольные танцы на данный момент более выкатаны у всех. В целом очень и очень недурно. Над коротким же еще работать и работать. Иначе можно в коротком танце так много уступить конкурентам, что никаким фантастическим произвольным отыграться не удастся. Приоритетов у меня нет, болею за все российские пары - и желаю всем каторжной работы и удачи.