Рейтинг@Mail.ru
Сокуровский "Фауст". Укрощение "Золотого льва" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Сокуровский "Фауст". Укрощение "Золотого льва"

© Фото : предоставлено организаторами Венецианского кинофестиваляКадр из фильма "Фауст", режиссер Александр Сокуров
Кадр из фильма Фауст, режиссер Александр Сокуров
Читать ria.ru в
Надежды на победу на 68-м Венецианском кинофестивале фильма "Фауст" Александра Сокурова блестяще оправдались. В состязании с сильными соперниками - такими, как Дэвид Кроненберг, Роман Полански, Джордж Клуни, - лидер российского интеллектуального кинематографа в конце концов получил "Золотого льва".

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Надежды на победу на 68-м Венецианском кинофестивале фильма "Фауст" Александра Сокурова блестяще оправдались. В состязании с сильными соперниками - такими, как Дэвид Кроненберг, Роман Полански, Джордж Клуни, - лидер российского интеллектуального кинематографа в конце концов получил "Золотого льва". А вместе с ним - единодушное признание жюри, сформулированное его председателем Дарреном Аронофски. "Есть фильмы, которые навсегда меняют жизнь", - охарактеризовал он "Фауста".

Смотреть фотоленту "Золотой лев" русского "Фауста" и другие победители Венеции" >>

В прошлом году победителем Венецианского киносмотра стало простое трогательное кино, обычная житейская история режиссера Софии Коппола "Где-то". Наше более сложное, философски-медитативное кино - "Овсянки" Алексея Федорченко - главного приза не заслужило.

В этом году триумфатором стало сложное кино, на понимание которого Сокуров, судя по всему, даже не рассчитывал. Работы режиссера - трилогия "Молох", "Телец" и "Солнце" о Гитлере, Ленине и японском императоре Хирохито и многие другие фильмы ("Одинокий голос человека", "Скорбное бесчувствие", "Дни затмения", "Мать и сын", "Отец и сын") - часто встречали недоумение широкой публики и не собирали кассу.

Правда, любители артхауса при этом всегда ценили фильмы Сокурова. Его работы получали если не довольно значимые награды, то уж во всяком случае номинировались на них.

"Киногипнотизером", "волшебником камеры", мэтром импрессионистических съемок, скрупулезно фиксировавших поток мгновений в кадре, Сокурова считали даже те, кто скептически относился к содержанию его картин и упрекал, к примеру, "Тельца" в чрезмерной физиологичности (последние дни жизни Ленина показаны с почти анатомическими подробностями), а "Молоха" - в излишней театральности. Так или иначе, у Сокурова всегда была своя аудитория, относившаяся к кино не как к развлечению, а как к способу неторопливого, вдумчивого познания действительности.

Александра Сокурова в свое время благословил на кинотворчество Андрей Тарковский, который по поводу дебютной картины режиссера "Одинокий голос человека" (1978) заметил: "У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые… Но… гений!" По сути, это было первое и, вероятно, самое высокое признание Сокурова.

О российском мэтре артхауса с уважением говорил и великий Ингмар Бергман. Еще в 1995 году Европейская киноакадемия включила имя Сокурова в число ста лучших режиссеров мирового кино. Российского режиссера не раз приглашали на международные кинофестивали, но главных призов он до сих пор с собой не увозил. На фоне многих конкурсных картин его фильмы часто выглядели чересчур глубокомысленными, слишком философскими.

Сокуров и впрямь философ и мистик, но с классическим историческим образованием (он - выпускник исторического факультета Горьковского государственного университета). В кино он повествует, прежде всего, об истории - отечественной и мировой - и власти, ставит вопрос почти в духе Льва Толстого о роли личности в истории.

Его герои - русские писатели Чехов и Солженицын, композитор Шостакович, виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. Сокуров размышляет на тему войны ("Духовные голоса", 1995), блокады Ленинграда ("Блокадная книга", 2009), Чеченской кампании ("Александра", 2007).

Главный фильм Сокурова о России - "Русский ковчег" (2002), повествование о том, как Россия, невзирая на бури в житейском море, плывет, как корабль, держась собственного курса.

Власть - главная тема трилогии "Молох", "Телец" и "Солнце". Теперь эту трилогию дополнил "Фауст", четвертая часть грандиозного кинополотна Сокурова. В "Фаусте" речь идет о власти над временем, власти человека над собой и собственными слабостями, власти над природой. "Фауст" выводит философские обобщения Сокурова на новый уровень, почти библейской значимости.

История доктора Фауста - немецкого ученого, мистика и авантюриста, героя множества книг еще до поэмы Гете, - рассказана у Сокурова как история любого представителя рода человеческого, пытающегося познать жизнь и самого себя, и ради этого стирающего границы добра и зла.

Мефистофель в фильме - воплощение зла, вечно заключенного в самой человеческой натуре, "двойник" человека, тень, неотступно следующая за ним по пятам, напоминание о человеческом несовершенстве. Примерно так же, кстати, трактовали зло немецкие романтики, к искусству которых - литературному и изобразительному - Сокуров обращался во время работы над картиной.

Мефистофель у Сокурова напоминает и Мефистофеля у Пушкина, в "Сцене из Фауста" говорящего о себе: "Я психолог…" и рассуждающего о вечном человеческом уделе - скуке ("Скажи, когда ты не скучал?"). Скука, жажда страстей, желание достичь дна собственной души - все это избавляет Фауста от моральной рефлексии. Герой списывает все свои грехи на "искусителя" и не готов отвечать за собственные поступки.

Не так ли и современный человек склонен винить в своих грехах кого угодно, кроме самого себя, размышляет Сокуров. Вывод режиссера, сделанный им еще до "Фауста", неутешителен: человек не делает выводов ни из истории, ни из литературы. Зло неизживаемо.

"Фауст" готовится к прокату в России. Обычно картины Сокурова идут в небольшом количестве кинотеатров. Может быть, на этот раз для него сделают исключение как для российского триумфатора Венецианского кинофестиваля. В конце концов, фильмы Висконти и Феллини тоже поначалу не собирали большой кассы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала