Политический сезон рванул со старта почти одновременно с сезоном телевизионным. И бежать им теперь нога в ногу и рука об руку вплоть до весны, до президентских выборов. Это стало понятно уже неделю назад, когда на "Арене острых дискуссий" НТВшники сцепились с представителями нескольких парламентских партий, в первых рядах которых оказался Жириновский.
А потом из отпуска вернулась шумная программа "Честный понедельник". Там снова "представители", и снова с Жириновским. На Первом появилась новая передача "Свобода и справедливость", а там - опять Жириновский. По частоте мелькания в эфире этого крупного политического деятеля ХХ-ХХI веков легко догадаться, что предвыборная кампания будет довольно скандальной и предельно злобной.
Тем спорщикам, у кого глотки недостаточно луженые, в эфире главных федеральных каналов делать нечего. Тем, кто не запасся увесистым набором убойных кричалок типа "Россия - для русских!", "Америка - враг!", "Либералы продали страну!", в эфире делать нечего. Тем, кто не запасся грязным компроматом на своих соперников, в эфире делать нечего. Тем, кто не обзавелся внешнеполитическими врагами, в эфире делать нечего. И тем, кто запасся хорошо проработанными социально-экономическими программами, все равно там делать нечего.
***
Хотя президент и предупредил конкурентов, чтобы те не строили свои избирательные кампании на разжигании в народе ксенофобских настроений, уже по первым упражнениям в эфире господина Жириновского видно, что этого не избежать. Он уже что-то прокричал об угнетенном русском народе. Да и что ему делать? Он без националистической карты не имеет ни одного шанса вернуться в парламент со своей безликой фракцией.
…Только-только засвидетельствовал нам, телезрителям, свое почтение возвращающийся из Европы Дмитрий Рогозин. Он сделал это в ток-шоу "Поединок". И он, один из создателей организации "Родина - Конгресс русских общин", - тоже про национальный вопрос. Но, разумеется, не так вульгарно, как лидер ЛДПР. В дни трагедии, случившейся под Ярославлем, его национализм был сдержанным, интеллигентным, облаченным в костюм, отвечающим требованиям европейского дресс-кода.
Он не ставил под сомнение право нетитульных этносов обитать по месту жительства и пользоваться прочими правами. Он просто говорил, как это принято нынче в Европах на высоком государственном уровне, о кризисе мультикультурной политики.
***
Есть площадной, уличный, митинговый национализм, граничащий с площадной, уличной ксенофобией. Это вроде как нехороший, недобрый, злокачественный национализм.
А возможен национализм доброкачественный, сердечный, бархатный. С ним наперевес господин Рогозин готов идти в светлое будущее, сметая по пути нераскаявшихся либералов. Либералов же типа Митрохина, Явлинского и их однопартийцев, поссорившихся с либералами типа Гайдара, Чубайса, Кудрина, милостиво согласен взять под свои знамена.
В доброкачественной опухоли нет ничего страшного - кроме того, что она способна трансформироваться в злокачественную. Потому доктора и рекомендуют пациентам, обнаружившим у себя положительное уплотнение, поспешить избавиться от него.
С этой же идеей попытался было вспорхнуть на политическую сцену еще один лицедей - Иван Охлобыстин. Он со всей серьезностью скомороха объявил о намерении баллотироваться на пост президента Всея Руси и представил свой "философский концепт".
Вот он: "Мы говорим: "Верю, что все будет хорошо! Клянусь будущим счастьем нации!". Мы, национал-патриоты, ратуем за установление империи. Не в ущерб другим. Мы считаем, что наша историческая роль, данная нам от Бога, следить за тем, чтобы ни одна из мировых наций, достигнув политического и экономического благопроцветания, не заболела синдромом мирового господства. Что в случае Америки вполне, вполне...
На нас Господь возложил эту ответственность. За всю историю нашего государства мы были той силой, в которой гибли разные попытки мирового господства - будь то Наполеон, будь то Гитлер.
Мы не обычны для окружающего мира, мы для него не совсем понятны. У нас нет агрессии против всех. У нас одним из принципов является то, что нельзя быть первым за счет второго. Это наша философия".
Действительно, вполне себе корректная философия национализма. Можно даже сказать, политкорректная. Но… И кандидат в кандидаты говорит сакраментальное "но".
"Но от нас дистанцируются, нас боятся. К сожалению, они [власти] не понимают, что мы - единственная сила, которая в состоянии сдержать этих безумцев, которые паразитируют на самом понятии "русская нация".
Охлобыстина, Рогозина и прочих бархатных националистов приходится бояться и от них дистанцироваться, поскольку они сами не дистанцируются от тех "безумцев", которые "паразитируют на самом понятии "русская нация". Поскольку именно бархатный национализм может послужить идеологической крышей для национализма фундаментального. Поскольку интеллигентные разговоры о богоизбранности титульного народа как раз и могут быть расценены в качестве санкции на ксенофобские акции, на массовые погромы. В этом злокачественная суть доброкачественной национал-патриотической гордыни.
Недавно, в дни ярославской трагедии, президент Медведев сказал еретическую вещь для уха всякого национал-патриота: "Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя".
…Цивильный политик Дмитрий Рогозин, может, подзабыл, как он несколько лет назад поскользнулся на арбузной корке, пахнувшей ксенофобией? Тогда он ушел в тень. Сейчас стоит вопрос: как бы не поскользнулась на той же корке вся страна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции