Российский тренер по фигурному катанию Николай Морозов в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Андрею Симоненко рассказывает о впечатлениях от работы с новыми учениками – чемпионами мира среди юниоров 2010 года танцорами Еленой Ильиных/Никитой Кацалаповым и одиночницей Аленой Леоновой.
– Николай Александрович, вы работаете с Леной и Никитой, перешедшими к вам от Александра Жулина, уже четыре месяца. Это, конечно, не время, чтобы подводить какие-то итоги, но уж первыми впечатлениями вы наверняка можете поделиться?
– Вы знаете, если я скажу, что я рад тренировать их, это будет преуменьшение. Я получаю огромное удовольствие от работы с ними. Потому что оба этих спортсмена невероятно талантливы. И я даже, если честно, не ожидал, что с ними мне будет так легко и комфортно.
– Как они впитывают ваши идеи?
– Очень быстро и легко. По крайней мере, они стараются это так делать. Между нами очень хорошее взаимопонимание. И я действительно очень доволен тем, что у нас с ними получается.
– Бытует мнение, что если фигуристы переходят от одного тренера к другому, то работа с ними начинается практически с нуля – в плане техники, восприятия тренерских методик и тому подобное. Даже если переход произошел в зрелом возрасте, даже если это большие мастера. Ильиных и Кацалапов – не вчерашние, конечно, юниоры, но позавчерашние точно. Многое вам пришлось у них менять?
– Нет, совершенно. Я вообще не сторонник каких-либо кардинальных изменений в подобных ситуациях. Я стараюсь сделать так, чтобы спортсмены улучшались – и в конечном итоге показывали более высокие результаты. А задачи что-либо изменить в их технике – или показать, что, вот, это они делали так, а теперь делают иначе, у меня нет. Я хочу, чтобы у Лены и Никиты был прогресс. Хотя большая часть работы, которую мы проводим для реализации этой цели, естественно, связана в том числе и с какими-то изменениями.
– Но не с радикальными, если я вас правильно понимаю?
– Правильно. Скорее, с точечными. Радикально в 20-летнем возрасте, во-первых, ничего менять нельзя и не получится. А во-вторых, в данном случае этого и не надо. Ребята абсолютно талантливы, профессиональны. У каждого есть свои хорошие, сильные качества.
– Их отношением к работе вы довольны? На молодежь вообще тренеры часто жалуются…
– Лена и Никита – фигуристы действительно молодые, но при этом очень целеустремленные. Они знают, зачем и почему они катаются. И это очень сильно чувствуется в работе с ними.
– Многие называют Ильиных и Кацалапова главными олимпийскими надеждами России в танцах на льду на Олимпиаде-2014 в Сочи. Вы наверняка испытываете ответственность в связи с тем, что реализация этих надежд в настоящее время зависит от вас. Эта ответственность пугает или вдохновляет?
– Я ее не боюсь, этой ответственности, и никогда не боялся, это совершенно точно. Меня это не пугает, а, наоборот, заставляет мобилизоваться. Это моя работа, которую я делал на протяжении многих лет. Просто я ее делал до настоящего времени в других странах, а теперь делаю в России. Что касается того, осознаю ли эту ответственность: да, я понимаю, что моя работа - это нечто важнее, чем выйти и выкопать какую-нибудь яму или что-нибудь продать в ларьке. Мы занимаемся реально серьезными, важными вещами, и меня это не пугает, а заводит, мне это очень интересно.
– В заключительный день контрольных прокатов сборной России в Балашихе многие болельщики ожидали увидеть новый произвольный танец Ильиных/Кацалапова, но их ждало разочарование…
– Да, действительно, Лена и Никита катались не под ту музыку, под которую они будут выступать. Отвечая на вопрос ведущей вечера Натальи Бестемьяновой, я сказал, что мы хотели выступить перед российской публикой под русскую музыку, но на самом деле, мы, скорее, не хотели, чтобы видеоролик с их новым произвольным танцем уже сейчас появился где-нибудь на Youtube. В той программе, которую они катали, многие вещи отличаются от того, что в итоге будет у них в произвольном танце.
– То есть, сознательно решили пока оставить танец в секрете?
– Да. На соревнования Ильиных и Кацалапову выходить еще не скоро, они выступают на Гран-при в Японии и Франции, уже ближе к концу серии. До стартов еще два месяца, и обнародовать произвольный танец сейчас не было смысла.
– Но короткий танец Лена и Никита показали накануне в ледовом дворце "Мечта" хотя бы настоящий?
– Он еще сырой и тоже будет меняться. Я очень рад, что они его прокатали, потому что мне со стороны стало видно, в каких корректировках он нуждается. Вообще, это был первый их полноценный прокат – что короткого, что произвольного танца.
– Насколько я знаю, летом они занимались в Америке обычными танцами. Насколько удается им перенести то, чему они научились, с паркета на лед, и трудно ли вообще это сделать?
– Удается, и в принципе, это не трудно. Просто надо много работать, чтобы танцы на льду действительно смотрелись так же выигрышно, как смотрятся танцы на полу. И чтобы не было это похоже на самодеятельность, как у нас часто с танцами на льду происходит. Когда берут музыку, делают два-три движения руками – и называют это танцем. Так что, конечно, при должной работе паркетные танцы очень помогают.
– В прошлом году, как известно, на вас резко усилилось давление по поводу многочисленных иностранных учеников. Пришлось принимать какие-либо решения?
– Пришлось. Я избавился от двух иностранных учеников. Остальные остались. На сегодняшний день у меня тренируется (чемпионка мира из Японии) Мики Андо – правда, я не уверен, что она будет продолжать кататься.
– Вообще не будет продолжать или возьмет паузу?
– Очень вероятно, что вообще. Все-таки она выступала много лет. Также у меня продолжает кататься чемпион Европы француз Флоран Амодио – и катается он очень хорошо. Плюс я работаю с итальянской танцевальной парой Анна Каппеллини/Лука Ланотте.
– Вы для них в статусе тренера или консультанта?
– В прошлом сезоне я их консультировал, а в нынешнем, с начала лета, Анна и Лука находятся со мной почти постоянно. Мы вместе были в Америке, потом они улетели на неделю в Италию, и на днях они должны прибыть в Новогорск. Так что сейчас это уже не консультации, а совместная работа.
– Хочу еще спросить вас про другую вашу новую ученицу - Алену Леонову. Многие обратили внимание на радикальную смену имиджа фигуристки. Тяжело было уговорить ее отойти от привычных образов?
– Совершенно не тяжело. Алена, мне кажется, сама очень рада, что это произошло. Ей нравится то, что мы сейчас делаем, она получает от этого удовольствие.
– Раньше ведь большинство ее программ носили характер такого гротеска…
– Да, а сейчас произвольная программа у Леоновой очень серьезная, в короткой она предстает в легком, но в то же время в необычном для нее стиле. Мне кажется, обе программы ей идут, она раскрывается в них по-новому.
– В ее технике какие-то вещи надо было менять?
– Нет, не сказал бы. Все она делала нормально и раньше. Да и вообще, если честно, тут нельзя сказать – много или не много. Просто работаем каждый день, и в совокупности фигуристка становится раскатистее, увереннее, она прогрессирует – и в результате все встает на свои места.