МОСКВА, 9 сен - РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении правительственные законопроекты, входящие в третий антимонопольный пакет, упрощающие предпринимательскую деятельность и усиливающие ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства.
Законопроекты вносят изменения в закон о защите конкуренции, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и ряд других законодательных актов. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев, представляя третий антимонопольный пакет депутатам, сказал, что он подразумевает дальнейшую гармонизацию российского антимонопольного законодательства с лучшими практиками мира. Смысл этих поправок, по его словам, заключается в том, что антимонопольный закон становится более понятным и ясным для бизнеса, происходит гармонизация относительно мировых практик.
Говоря о важных последствиях пакета в целом, Артемьев заявил, что, скорее всего, бремя давления со стороны антимонопольных органов на хозяйствующих субъектов, субъектов предпринимательской деятельности "по не особенно важным позициям, будет ослаблено, но по жестким позициям будет и станет более явным и действенным". А в отношении действий органов власти, то есть в отношении государственных служащих, которые принимают различного рода акты, ограничивающие предпринимательскую деятельность, которые приводят к тому, что происходит ограничение конкуренции, законодательство будет ужесточено.
"В этом суть позиции правительства РФ", - подчеркнул он.
Третьим антимонопольным пакетом, в частности, предусматривается сокращение перечня безусловных запретов антимонопольного законодательства, вводится жесткое определение картеля, что, по мнению главы ФАС, позволяет всем субъектам хозяйственной деятельности четко ориентироваться и исключать любые двойные толкования этого наиболее опасного правонарушения в сфере антимонопольного регулирования.
"Предполагается, что будет уточнено определение координации предпринимательской деятельности, которое также является в соответствии с нашим законодательством при определенных условиях нарушением", - заметил Артемьев.
Будут учтены и требования к согласованным действиям хозяйствующих субъектов, установлены фиксированные штрафы за злоупотребление доминирующим положением, не связанные с ограничением конкуренции.
"Это, в основном ситуации, когда антимонопольные органы и правительство РФ хотели бы даже снизить давление на наш бизнес, снимая ненужные административные барьеры и не применяя огромные оборотные штрафы там, где совершаются правонарушения относительно несерьезные", - пояснил глава ФАС.
Кроме того, в своем выступлении руководитель антимонопольного органа отметил, что по просьбе бизнеса, в определении монопольно высокой цены впервые появляется механизм использования биржевых цен для определения монопольно высоких цен, использование ретроспективного анализа, использование мировых индикаторов цен.
"То есть, наше законодательство просто становится еще более современным и учитывая то, что оно и сейчас гармонизировано с лучшими практиками мира, что признается абсолютно везде в мире, оно будет еще более передовым с учетом тех обобщений, которые были совершены за последние два года конкурентной сетью, которая объединяет более 140 антимонопольных органов мира", - считает Артемьев.
За правительством РФ закрепляется право определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним привязанным.
"Будет исключен, по сути дела, уведомительный контроль за соглашениями по финансовым организациям и порядка, мы думаем, нескольких сотен тысяч документов в целом по системе, которые мы сегодня собираем от российского бизнеса, мы отказываемся собирать и, таким образом, снимаем административные барьеры в тех случаях, когда мы сами являемся таким барьером", - пояснил глава ФАС.
Одновременно вводится механизм административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, уточняется порядок антимонопольного контроля использования соответствующего имущества по статье 17.1.
Изменениями в КоАПП вводятся фиксированные административные штрафы за злоупотребление доминирующим положением, не связанным с ограничением конкуренции. По словам Артемьева, предполагается, что в КоАПе будут предусмотрены особенности смягчающих и отягчающих административную ответственность юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства обстоятельств. По его словам, также вводится новый состав правонарушения в отношении рынка энергетики, "где в последнее время мы отмечаем, что существуют манипуляции на этом рынке, что приводит к росту цен на электроэнергию".
Исключается уголовная ответственность за согласованные действия и "вертикальные" соглашения (продавец - покупатель), а сохраняется ответственность только за картельный сговор. Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения должна будет наступать только в случае заключения такого соглашения хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.
Кроме того, предусмотрена дифференциация административной ответственности компаний за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе установление фиксированного штрафа в сумме до 1 миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию. Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода.
Руководителям структурных подразделений антимонопольного органа и их заместителям предоставляется право рассматривать дела об административных правонарушениях. "Это важно с точки зрения качества и количества той работы, которая проводится", - считает глава антимонопольной службы.