МОСКВА, 9 сен - РИА Новости. Производители сотовых телефонов большую часть двадцатилетней истории сотовой связи в России не считали отечественный рынок важным, и только с 2005 года ситуация стала меняться в лучшую сторону, считает руководитель отдела закупок крупнейшего российского сотового ритейлера "Евросеть" Алексей Широков.
В середине 1990-х годов в России образовалось множество небольших компаний, продающих сотовые телефоны только в своем городе, и хотя некоторым из них удавалось наладить прямые отношения с производителями, большая часть закупок велась на внутреннем рынке, через посредников.
"До 2005 года производители действительно смотрели на российский рынок сквозь пальцы. В 2005 году "корейцы" Samsung и LG стали первыми, кто стал активным у нас", - рассказал Широков корреспонденту РИА Новости.
В то время как корейские компании вливали в РФ огромные деньги в продвижение и рекламу, все остальные продолжали сохранять относительную пассивность. "Та же Nokia оставалась большой, благополучной (50% рынка) и к нам безразличной", - говорит Широков.
Nokia - единственный вендор, который с конца позапрошлого десятилетия до сих пор сохраняет ведущие позиции на рынке телефонов. Широков, который в 1998 году пришел в "Евросеть" работать продавцом в тогда единственный магазин компании, вспоминает, что в то время на рынке сотовых телефонов крупными игроками были ныне незаметные Alcatel, Motorola и Philips, а также уже окончательно исчезнувшие Siemens, Ericsson и Sony.
Принадлежность телефона к европейскому производству была важным фактором для покупателя, а постепенный переход телефонных брендов Старого света к сотрудничеству с фабриками, расположенными в Юго-Восточной Азии, воспринимался потребителями негативно. "От всего, что было помечено "Made in China", человек впадал в глубокое уныние. Nokia взяла, в том числе, и тем, что у нее не было заводов в Поднебесной", - добавляет Широков.
Уход Европы в тень
В отличие от Nokia, другие популярные некогда европейские бренды, такие как Siemens и Ericsson, до сегодняшнего дня не дожили. Эти компании погубила их собственная система, включая очень сильные профсоюзы, полагает Широков. "Сотрудникам ничего не было нужно: профсоюз тебя всегда защитит, даже если ты не работаешь. Они крепко сидели на своем месте, а о том, чтобы изобретать, продвигать новую продукцию, никто почти не думал", - говорит эксперт.
На его взгляд, удержать позиции Ericsson помог альянс с Sony. Nokia, все еще сохраняя звание самого крупного производителя телефонов, стала убыточной и теряет сейчас рыночную долю. Шанс на спасение для финской компании, по мнению Широкова, в альянсе с Microsoft, о котором обе компании объявили зимой.
"Потом нужно надеяться, что Microsoft что-нибудь придумает для борьбы с Android. Пока же в сравнении Windows Phone "отдыхает", - говорит собеседник РИА Новости.
Впрочем, по мнению Широкова, даже при вероятной неудаче на рынке смартфонов, Nokia сохранит значительную долю в сегменте недорогих телефонов.
В целом, рынок сотовых телефонов будущего, по прогнозу менеджера "Евросети", будет серьезно отличаться от нынешнего, так как устройства станут настолько сложными, что выпускать их смогут только компании, которые имеют большие бюджеты на R&D и патенты. "Через десять лет это, скорее всего, будут Apple, Samsung, возможно, Nokia, и, очень вероятно, Google", - считает Широков.