Рейтинг@Mail.ru
МВД: кражи автомобилей стали выгодным бизнесом для преступников - РИА Новости, 08.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

МВД: кражи автомобилей стали выгодным бизнесом для преступников

© Фото : предоставлено пресс-службой ГУ МВД по МосквеНачальник 7-го отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по Москве, полковник полиции Андрей Баранов
Начальник 7-го отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по Москве, полковник полиции Андрей Баранов
Читать ria.ru в
Дзен
Проблема автокраж в Москве по-прежнему стоит довольно остро. Угоны уже давно стали выгодным бизнесом, приносящим многомиллионные доходы, и популярностью у преступников пользуются автомобили всех марок – от отечественных "легковушек" до навороченных иномарок. О том, какие правила следует соблюдать, чтобы не лишиться машины, рассказал РИА Новости начальник 7-го отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по Москве, полковник полиции Андрей Баранов.

Проблема автокраж в Москве, как и любом другом крупном мегаполисе, по-прежнему стоит довольно остро. Угоны уже давно стали выгодным бизнесом, приносящим многомиллионные доходы, и популярностью у преступников пользуются автомобили всех марок – от отечественных "легковушек" до навороченных иномарок.

О том, как сотрудники Московского уголовного розыска раскрывают хитроумные схемы угонщиков, и какие правила следует соблюдать автовладельцам, чтобы не лишиться машины, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Набиркиной начальник 7-го отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по Москве, полковник полиции Андрей Баранов. Он более 20 лет занимается борьбой с преступлениями, связанными с незаконным завладением автотранспортом, а возглавляемое им подразделение является одним из основных в службе уголовного розыска.

- Андрей Юрьевич, расскажите о динамике автомобильных краж, их число растет?

- Автокражи и автоугоны, а это, сразу отмечу, два совершенно разных преступления, действительно остаются серьезной проблемой для столицы. Причина – огромный транспортный поток, ведь в Москве сегодня только официально зарегистрировано около 4,2 миллиона автомобилей, прибавьте к этой цифре еще транспорт, который ежедневно въезжает в город. В итоге получается, что каждый день на московских улицах остаются без охраны более 7 миллионов машин, и каждая теоретически может быть украдена.

Современных автоугонщиков не останавливают новейшие технические средства защиты, ведь на каждую новинку они быстро находят свое "противоядие". Так что если на машину уже, что называется, "есть заказ", то предотвратить преступление довольно сложно.

Если говорить о цифрах, то в целом число хищений автотранспорта по сравнению с прошлым годом остается на прежнем уровне. Так, за 2010 год в Москве было украдено свыше 10 тысяч автомобилей, а за семь месяцев этого - свыше 5,6 тысяч. Причем годом ранее нам удалось переломить ситуацию и сократить число автокраж на 30%.

Таких результатов удалось добиться благодаря проведению комплексных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение деятельности преступных группировок, действующих в этой сфере. Эта работа находится на постоянном контроле у руководства московской полиции. Ведь по тому, как быстро мы находим угнанные машины, граждане, как правило, судят о работе органов внутренних дел в целом.

Чтобы эффективно бороться с подобными преступлениями, а главное – действовать на упреждение, наши оперативники в среднем работают по 11 часов в сутки. Днем они принимают заявления от потерпевших, оформляют все необходимые материалы, опрашивают свидетелей и пострадавших, а ночью отрабатывают полученную оперативную информацию, устраивают многочасовые засады на преступников, следят за потенциальными угонщиками. Ведь это только на первый взгляд кажется, что задержать их просто. А на самом деле за каждой возвращенной владельцу машиной стоит многочасовая кропотливая работа наших сыщиков.

- Какие способы краж автомобилей и какое оборудование преступники чаще используют?

- Начну с наиболее тяжкого вида - разбойные нападения с целью завладения автотранспортом. Преступники работают по одной схеме: они подкарауливают водителя дорогого авто возле крупных торговых центров, банков, а когда он возвращается к машине, неожиданно нападают, наносят удары и заталкивают на заднее сиденье автомобиля, после чего вывозят за пределы Москвы. Понятно, что по пути потерпевший не может заявить о нападении, а шансы, что машину остановят для проверки сотрудники ДПС, ничтожно малы. Ведь, как вы понимаете, злоумышленники ведут себя законопослушно и не нарушают ПДД, чтобы не привлекать излишнего внимания инспекторов и других водителей.

Оказавшись в безлюдном месте, преступники выбрасывают свою жертву из машины и едут дальше. А хозяин похищенного автомобиля обращается в полицию только спустя несколько часов, что, безусловно, затрудняет поиск угонщиков.

В качестве примера могу привести случай, который произошел на Садово-Спасской улице в центре Москвы. Злоумышленники подстерегли женщину, когда она выходила из магазина и собиралась сесть в свой автомобиль. Как только она открыла дверь, к ней тут же подскочили трое незнакомцев и заставили сесть на заднее сиденье. Проследовав до поселка Апрелевка Московской области, подозреваемые забрали сумку с деньгами и документами, высадили девушку и скрылись на ее машине.

Нам удалось поймать грабителей в Калужской области. Автомобиль преступники оставили в одном из дворов поселка Белоусово. Ранним утром они стали открывать машину, и их тут же задержали. Позже выяснилось, что это были уроженцы Ингушетии - 31-летний Беслан Булгучев и 44-летний Микил Санталиев, проживающие в Москве без регистрации, а также уроженец Чечни 34-летний Умар Марзиев, зарегистрированный в Калужской области.

На протяжении долгого времени совершением подобного рода нападений занимались как раз выходцы из Ингушетии. Однако за три года сотрудниками нашего отдела была проведена серия успешных операций по пресечению деятельности таких этнических ОПГ. Порядка 150 преступников, которые являлись активными членами группировок, были задержаны, десятки похищенных автомобилей возвращены владельцам. Сейчас такие преступления совершаются намного реже, и нынешние авторазбойники не так хорошо подготовлены, как раньше.

- В этих случаях жертвами преступников чаще становились женщины или мужчины?

- Они обращали внимание на водителей обоих полов. Выбирали в качестве жертвы человека, который просто по своим физическим данным не мог им оказать должного сопротивления.

Раньше еще встречались группировки, которые выбирали в качестве жертв исключительно девушек. На самом деле и сейчас злоумышленники считают автомобиль, за рулем которого находится представительница прекрасного пола, самой легкой добычей, ведь его хозяйка очень редко может дать достойный отпор преступнику. Женщины, как правило, менее внимательны, чем мужчины, сразу пугаются бандитов и впоследствии не могут точно описать преступников оперативникам.

Лет 6-7 назад произошел трагический случай, когда девушка погибла при разбойном нападении. У нее стали отбирать машину, а она пыталась сопротивляться и в итоге попала под колеса.

Поэтому мы советуем тем, кто попал в такую ситуацию, ни в коем случае не вступать в борьбу с бандитами. Лучше отдать машину и сумку, но сохранить собственную жизнь. Борьба с преступниками – дело полицейских.

- О каких способах автоугонов можете рассказать еще?

- Кроме разбоя распространены так называемые грабежи "при прогреве" и "при подвозе". Первые чаще всего совершаются в осенне-зимний период. Схема опять же стандартная. Утром люди выгоняют авто из гаражей и ракушек, а пока закрывают ворота, заведенная машина стоит без присмотра. Именно в этот момент преступник подбегает, прыгает в машину и уезжает.

Еще для этого времени года характерны "карманные" кражи автомобилей. В этом виде угона преуспели выходцы из Абхазии. Осенью и зимой водители часто кладут ключи от машины в карманы верхней одежды, здесь работа жуликов заключается в том, чтобы вытащить ключи и передать их подельнику.

Жертвами способа "при подвозе" обычно становятся частные извозчики. В последнее время наблюдается достаточно большое число таких преступлений. В большинстве случаев и со стороны потерпевших, и со стороны нападавших оказываются выходцы из стран СНГ. Обычно такие пассажиры провоцируют конфликт с таксистом, приставляют нож к горлу, а потом выкидывают водителя из машины. Но отмечу, что такое происходит только с теми гражданами, которые занимаются частным извозом.

Также могут пострадать и те, кто решил продать своего "железного коня" через интернет или по объявлению в газете. Здесь преступник выступает в качестве покупателя. При встрече он делает вид, что ему все нравится, говорит, что искал именно такую машину, а потом просит дать ему сесть за руль и проверить ходовые качества автомобиля. Владелец выходит из авто, чтобы пересесть на пассажирское сиденье, в этот момент угонщик перепрыгивает на водительское место и уезжает.

В последнее время получили распространение и мошенничества с арендованными автомобилями. Преступники приходят в прокатные фирмы с поддельными паспортами и водительскими удостоверениями, берут в аренду авто и пропадают. Потом эти автомобили или уходят по перепродаже, или на запчасти.

Если говорить о приспособлениях, которые преступники используют, то на сегодняшний день, к сожалению, их существует достаточно много. Стоят они, мягко говоря, недешево, но при наличии такого приспособления потраченные деньги "отбиваются" достаточно быстро. Не обладая даже какими-то большими навыками, совершить кражу машины может практически любой человек. Существует целая индустрия по изготовлению подобных отмычек. Их производят как у нас в России, так и за рубежом.

Сейчас появляется все больше машин, которые обильно напичканы электроникой и заводятся нажатием кнопки. Этим и пользуются современные преступники. Среди таких авто наибольшим спросом на "черном рынке" пользуется Toyota Land Cruiser 200. Эта машина заводится с помощью электронной карточки. Когда водитель находится в машине, она "видит" карточку и нажатием кнопки заводится.

Для взлома таких авто угонщики придумали так называемую удочку. Водитель выходит из автомобиля, машина видит, что карточки в салоне нет и, соответственно, механизм не может завестись. В этом случае работают два преступника, у одного обязательно есть некое считывающее устройство. Он становится рядом с владельцем авто, у которого находится электронный ключ и считывает сигнал этой карточки. Затем преступник, который стоит со своим устройством рядом с машиной, получает от первого электронный сигнал и заводит автомобиль. Другое дело, что по такой схеме машину можно завести только один раз, но есть ведь и специалисты, которые позже занимаются разблокировкой машины.

Ну и последний способ кражи автомобиля – хищение с помощью эвакуатора. Когда машина долго стоит во дворе, преступники это замечают. Если она представляет для них интерес, то просто подделывают все необходимые документы, вызывают эвакуатор, который и увозит авто.

- А какой из вышеуказанных способов самый распространенный в Москве?

- Самый распространенный – ночные кражи автомобилей. Пропажу авто потерпевший обычно замечает только утром, когда выходит из дома или выглядывает в окно. Свидетелей в таких случаях практически нет. При ночных кражах преступники открывают машину или простыми механическими средствами, или с помощью электронной техники, про которую я уже рассказал. Доля автомобильных разбоев и грабежей по сравнению с кражами мала. Ежедневно в столице крадут десятки автомобилей.

- Вы упомянули о четком распределении ролей между участниками группировок, занимающихся автокражами.

- В этом бизнесе достаточно много ролей. Есть люди, которые непосредственно крадут, есть те, кто изготавливают специальные приспособления и те, кто занимается подготовкой машины к дальнейшей перепродаже. Обычно заказчик работает с одними угонщиками, потом с другими. Это очень подвижный рынок. Изготовление угонных средств по своей сути не является преступлением, а изменение агрегатов - да, но статья за это не слишком строгая.

- Каков портрет современного автоугонщика?

- В принципе, какой-то единый портрет автомобильного вора составить нельзя. Угонщиком может быть как 20-летний наркоман, которому нужно срочно получить деньги на дозу, так и мужчина средних лет или же представитель этнической преступной группировки, у которого угоны поставлены на поток. Все также зависит от класса угоняемой машины и ее дальнейшего предназначения. Преступники, угоняющие дорогие автомобили, и те, кто занимается кражами "Жигулей", могут быть совершенно разными.

- По вашему мнению, наказание за этот вид преступлений по нынешнему законодательству достаточное?

- Я не берусь судить о том, достаточное оно или нет, но если анализировать практику в странах, например, Средней Азии, то в среднем за кражу автомобиля там можно получить до 20 лет лишения свободы. Поэтому вы можете спокойно приехать в Ташкент, оставить без присмотра машину улице, даже не закрывая ее, и никто ее пальцем не тронет. Вот и делайте выводы…

- Как автовладельцам уберечься от преступников, и на что в первую очередь нужно обращать внимание?

- Преступники стали действовать изощреннее, и гражданам, прежде всего, необходимо быть внимательными, особенно при совершении сделок по продаже-покупке автомобилей. Как пример, сейчас остро встал вопрос со страховым мошенничеством. Есть целые преступные группы, которые пользуются процветанием рынка страховщиков. Здесь, по схеме, человек, у которого возникли финансовые сложности, находит покупателя для своего автомобиля, продает авто и после этого заявляет в страховую компанию о том, что машина угнана. В этом случае мошенник получает деньги не только от продажи автомобиля, но и страховую выплату.

В нашей практике были случаи, когда мошенники продавали честным гражданам машины-двойники. Преступники пробивают данные на дорогую иномарку, устанавливают владельцев и дальше аналогичную машину готовят к продаже по поддельным документам, которые числятся за ранее оформленной машиной. Дабы не оказаться у разбитого корыта, потенциальным покупателям необходимо должным образом отнестись к проверке документов у продавцов. Лучше даже связаться с настоящим владельцем машины и уточнить, продает он ее или нет.

Девушкам советую ездить на скромных машинах, которые не пользуются большим спросом у угонщиков. Это поможет не только сохранить автомобиль, но и не пострадать от рук преступников. Еще лучше не ездить одной. Нельзя останавливаться в безлюдных, плохо совещенных улицах. Хотя, знаете, два года назад мы выезжали на преступление на Садовом кольце. Тогда напротив здания ГАИ Москвы, в центре города, угонщики выкинули женщину из машины и скрылись.

Прогрев машину, следует вытащить ключ из замка зажигания и заблокировать двери. Только после этого можно идти закрывать ворота гаража. Ключи вообще надо держать, как говорится, ближе к телу.

Среди противоугонных систем лучше выбирать не оригинал от настоящего производителя, а ее копию. Это связано с тем, что на штатную сигнализацию у преступников обязательно найдется отмычка, которая поймает частоту сигнала и откроет авто. А вот если поставите копию, то вряд ли вашу машину смогут угнать. На ней попросту запрограммирована другая частота сигнала, которая не свойственна оригиналу. Также не лишним будет установка потайной механической системы защиты. Лучше, чтобы она тоже была нестандартной.

Ну и могу порекомендовать спрятать в машине мобильный телефон, который просто будет подавать GPS-сигнал. По этому сигналу мы сможем отследить преступников и установить их местонахождения.

И, конечно же, одним из проверенных средств является аэрография. Такая машина вряд ли привлечет преступников. Она слишком заметна на дороге, и могут возникнуть проблемы при ее перепродаже.

- Можно ли наткнуться на краденые автомобили в автосалонах, и встречались ли случаи, когда представители автосалонов были заинтересованы в перепродаже нелегальных авто?

- В последние годы таких фактов в дилерских центрах не было, а вот в торговых центрах они встречались. В основном, на краденые автомобили можно попасть, как я уже говорил, при покупке через объявления в газете или в Интернете.

- На сегодняшний день большая часть автомобилей угоняется для перепродажи или на запчасти?

- Еще несколько лет назад из 100 машин на разбор шло 65, а сейчас большинство автомобилей забирают на перепродажу. Злоумышленники в данном случае исходят из своей собственной выгоды, ведь они тратят определенную сумму на покупку оборудования, с помощью которого можно легко угнать дорогое авто. Эти затраты достаточно быстро окупаются и приносят большие доходы.

На разборе машины на запчасти в среднем можно заработать около 40 тысяч рублей, а на перепродаже автомобиля - примерно 20 тысяч долларов, а то и больше. В ряде случаев преступникам требуется меньше времени на перепродажу, нежели на разбор авто и дальнейший сбыт деталей, которыми рынок и так насыщен. Спрос обеспечивает предложение. На данный момент чаще заказывают автомобили, а не их составляющие.

- Преступники предпочитают угонять дорогие иномарки или чаще выбирают автомобили эконом-класса?

- До последнего времени в числе первых по угону шли отечественные "Жигули". Но в целом все зависит от того, на что есть спрос и каким оборудованием располагают преступники. Ведь для того, чтобы украсть дорогой автомобиль, нужно потратить 40-50 тысяч долларов, на более дешевые модели – не менее 5-7 тысяч долларов. У нас появились новые рынки сбыта, которых раньше не было, это - страны Средней Азии. Там машину проще оформить, и никто не будет проверять ее. Есть и отдельный рынок, на котором большим спросом пользуются "Жигули". Обычно это соседние с Москвой регионы, иногда Кавказ. Хотя сейчас все чаще на Кавказ "уходят" дорогие иномарки.

Если говорить о марках машин, то наибольшим спросом у столичных угонщиков уже несколько лет пользуются Lexus, Mazda, Toyota, Mitsubishi и Honda. Также повышенный интерес проявляется к Toyota Land Cruiser 200, которую преступники, как я уже говорил, угоняют с помощью электронных отмычек. Но, несмотря на обилие марок иностранных машин, лидером остаются "Жигули". Если собрать все иномарки, то количество угнанных отечественных авто будет больше. Уже несколько лет преступники отдают предпочтение "Ладе Приора" и ВАЗ 11 и 12 серий.

Некоторое время назад мы задержали этническую группу автоугонщиков, специализирующихся на кражах новинок отечественного автопрома, в частности "Лады Приоры". Похищенные автомобили они переправляли в южные регионы России.

Несмотря на ряд проведенных нами задержаний, состав этой группы постоянно пополнялся новыми участниками. Мы смогли задержать всю банду только после того, как был обнаружен гаражный бокс на Озерной улице. В нем угонщики временно держали украденные авто. Как только подозреваемые пришли к гаражу и стали заводить находившуюся там "Ладу", они были задержаны. У одного из них в сумке мы нашли поддельные документы и госномера для этой машины.

- Встречали ли Вы в своей практике угонщиков, которые "по наследству" передавали свои навыки родственникам?

- Встречал. И когда отец учил сына, и когда брат брата…Такие как раз попадались среди этнических группировок, специализирующихся на разбойных нападениях. Они приезжали в Москву из двух соседних сел Назрановского района Ингушетии. У преступников обычно имелись знакомые в столице, которые выступали в качестве соучастников. Угонщики выбирали цель и угоняли авто, а помощники предоставляли преступникам места для укрытия и разрабатывали пути отступления.

Еще раз отмечу, что нам удалось пресечь деятельность бандитов и сейчас представители группировок из данного региона страны практически не встречаются в Москве.

Кстати, на моей памяти были случаи, когда машины крали семейные пары. Жена подвозила мужа к месту преступления. Супруг вскрывал примеченный автомобиль и за несколько минут угонял его. Если попытка кражи не удавалась и мужчину замечали, он быстро садился в авто к жене, и они скрывались.

- Какие новые методы используют ваши сотрудники в борьбе с преступностью?

- Чтобы пресечь преступления, мы используем весь комплекс мер и методов, разрешенных законом об оперативно-розыскной деятельности и не нарушающих конституционные права граждан. Для поимки преступников нами применяются различные силы и средства. Иногда можем задействовать и вертолетную службу, когда необходимо обнаружить автомобили в различных труднодоступных местах города. Зачастую работаем с коллегами из ГИБДД. При отработке оперативной информации мы, конечно же, используем секретные методы, которые не видны обычным гражданам. Как Вы понимаете, раскрывать все профессиональные секреты мы не можем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала