Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Новое правительство Ливии пересмотрит международные контракты, заключенные прежними властями, и не будет больше закупать российское оружие. Это заявление Переходного национального совета (ПНС) Ливии вызывает вопросы не только о будущем отечественного экспорта оборонной продукции в Ливию, но и о долгах режима Каддафи.
"Мы уважаем все сделки, которые были заключены ранее со всеми государствами, но все они будут перепроверены, так как есть сделки, заключенные коррупционным путем", - заявил РИА Новости лидер Переходного национального совета (ПНС) Ливии Мустафа Абдельджалиль. Он также заметил, что все международные контракты, заключенные правительством Каддафи, будут перепроверены новыми ливийскими властями.
По словам Абдельджалиля, цены, по которым заключались контракты при прежнем режиме, "были сильно завышены". Кроме того, в ответ на резонный вопрос о судьбе российско-ливийских оружейных контрактов он отметил, что новое правительство не намерено закупать у России оружие. "Ливия в будущем не будет нуждаться в оружии", - сделал весьма загадочное заявление Абдельджалиль.
Долги по завышенной цене
Режим Каддафи не входил в число ведущих покупателей российского оружия, но все же в последние три года на этом направлении наметился определенный прогресс - тем более важный для поддержания нашего военного экспорта на фоне, скажем, прекращения военно-технического сотрудничества с Ираном в 2010 году.
Но пикантности аргументам новых властей Триполи добавляет тот факт, что потенциальный пакет военных поставок для Каддафи, из-за которого в том числе и разгорается сыр-бор, увязывался с погашением внешней задолженности Ливии.
Долги эти накопились еще с советских времен, причем минимум две трети из них относились к неоплаченным поставкам гражданской продукции. В апреле 2008 года во время визита Владимира Путина в Триполи было подписано соглашение, согласно которому Москва соглашалась списать старые долги правительства Каддафи в размере 4,6 млрд долларов.
Взамен Ливия должна была разместить заказы на российское оружие - в тех же объемах. До того момента Триполи в основном заказывал у российских предприятий запчасти и услуги по текущему ремонту техники.
На момент начала весеннего мятежа Каддафи успел подписать контракты на общую сумму в 2 млрд долларов, а в финальной фазе согласования находились соглашения объемом в 1,8 млрд. Точные данные по этим соглашениям - состав закупаемой техники и столь взволновавшие новую власть цены - в открытом доступе отсутствуют.
Известно, что один только пакет заказов по зенитно-ракетным системам С-300ПМУ-2 "Фаворит" мог достигать 800-1000 млн долларов. Кроме того, из средств ПВО должны были закупаться ЗРК "Тор-М2Э" и модернизированные ветераны С-125 "Печора".
В число прочих законтрактованных вещей входили учебно-боевые самолеты Як-130, 48 танков Т-90, реактивные системы залпового огня, большой пакет стрелкового вооружения и масса запасных частей к уже имеющемуся у Триполи оружию советского производства. Также должны были пройти модернизацию 140 ливийских танков Т-72.
Потенциально Ливия уже была готова взять 12 истребителей Су-35С за 800 млн долларов, став первым иностранным покупателем этого самолета. Интересовались ливийцы и истребителями Су-30МК. Мог уйти в Северную Африку и десяток ударных вертолетов Ка-52. Обсуждался также вопрос о дизельной подводной лодке проекта 636.
Сам себя перехитрил
По-видимому, невозможно понять, почему один из богатейших нефтеэкспортеров региона, буквально купающийся в "кэше", вообще пошел на приобретение столь нужного ему (как показали события весны-лета этого года) вооружения по такой хитрой методике. Сходу выложить имевшиеся у него деньги (сейчас ими будет распоряжаться новая власть) за знакомое и освоенное российское оружие полковнику не мешал никто.
Однако пытаться понять резоны Каддафи - задача нетривиальная. Достигая договоренностей с Москвой, он параллельно делал реверансы в сторону Парижа. Еще зимой 2007 года полковник привез из Франции меморандум о закупках оружия, как это ни смешно, на ту же сумму 4,6 млрд долларов. Среди оружия числились, например, 14 истребителей Dassault Rafale - тех самых, что с весны этого года утюжили ливийские позиции.
Меморандум тот исполнен не был, как в итоге оказались неисполненными и российские поставки, что законтрактованные, что запланированные. Те, кто на самом деле хотел оружия, его получил и получает: например, Алжир или, несмотря на все политическое давление извне, Сирия.
Сложнейшие же геополитические извивы не самого бедного режима Ближнего Востока, отчаянно нуждавшегося в хорошем вооружении, с треском разбились о грубую реальность франко-британского вторжения. Встречать которое пришлось не "Фаворитам" и "Яхонтам", а стареньким С-200 и "Рубежам".
А теперь, конечно, можно рассуждать о завышенных ценах на российские контракты и отказываться закупать у России оружие. Если забыть, что Триполи, по сути, по-прежнему должен Москве четыре с половиной миллиарда долларов. Которые у новой власти, к слову, теперь есть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции