Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Социально ответственный правоцентрист и "постепеновец" - с этим образом нашего президента мы знакомы уже давно, и в своем выступлении на Ярославском форуме Дмитрий Медведев еще раз подтвердил этот образ. Постепенная демократизация выборного законодательства, требование к государству выслушивать любые, даже самые маленькие группы граждан, необходимость сократить пятнадцатикратный разрыв между десятью процентами самых богатых и аналогичной долей бедных - это часть демократическая и социальная. Объявление учений о классовой борьбе "экстремистскими", предупреждение о необходимости и дальше бороться с "недобитыми" сепаратизмом и терроризмом - эти заявления российского президента сделали бы честь правому политику в любой европейской стране.
Правда, российская политическая тусовка не услышала от Дмитрия Медведева ответа на главный интересующий ее вопрос - намерен ли он баллотироваться в президенты на мартовских выборах в следующем году. Для чиновников и политтехнологов этот вопрос крайне важен - от ответа на него зависит, под кого подстраиваться, кому угождать, кому предлагать свои предвыборные услуги. Но важно ли это в сложившихся условиях для обычного гражданина, не получающего дивидендов от политики?
Сравните нынешнюю речь Дмитрия Медведева с президентскими, а потом и премьерскими речами Владимира Путина на аналогичных мероприятиях. В приоритетах разницы нет. Есть лишь некоторые стилевые различия в нюансах, в любимых словах. Возьмем, например, тему государственного строительства. Медведев, говоря о государственных структурах, любит употреблять прилагательные "умный" и "сложный". Путин предпочитал прилагательные "вертикальный" и "управляемый".
Здесь есть разница, но нет противоречия. Разве сложный механизм не может быть одновременно вполне управляемым? И разве "умный" чиновник не сделает карьеру и в вертикальной структуре власти? (Вряд ли, правда, в этой вертикальной структуре у него останется время и желание выполнять одно из требований нынешнего президента - коммуницировать со всеми группами общества, включая самые мелкие. Это ведь как раз "горизонтальная" коммуникация, а в чисто вертикальной структуре все силы и время, как правило, уходят на улавливание импульсов "сверху".)
Нет больших различий и в социальных приоритетах двух лидеров. Путин в 2007 году, в последний раз встречаясь с участниками Валдайского дискуссионного клуба в качестве главы государства, главным успехом своего президентства назвал сокращение 30-миллионной армии российских бедных. Медведев на Ярославском форуме тоже поднял эту тему, отметив сокращение в период между 2000 и 2010 годами процента россиян, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Если в 2000 году официально бедные составляли 29 процентов населения, то в 2010 году - 12 процентов.
Правда, президент оказался достаточно самокритичен, чтобы указать: рост цен на продовольствие в начале нынешнего года "вернул" в бедность еще 3 процента россиян, вновь подняв этот неприятный показатель до 15 процентов.
О чем говорят эти цифры? О том, что повышение доходов, скорее всего, не затронуло так называемые "карманы глубокой бедности" - людей, которым для выхода на прожиточный минимум нужно добавить к зарплате не 500 рублей, а хотя бы несколько тысяч. Да-да, именно к зарплате: позор нашего государства состоит в том, что самые бедные в нем - даже не инвалиды и пенсионеры, а работающие бюджетники, часто матери с детьми… Легко улучшить статистику, выводя на прожиточный минимум тех, кому до этого уровня не хватает 100 рублей. Намного сложнее - помочь хронически бедным группам.
Все эти проблемы были при Путине, остались они и при Медведеве. Оба лидера предлагают аналогичные и, возможно, единственно возможные в нашей ситуации решения: адресную социальную помощь, рост негосударственных организаций (НГО).
Президент в своей речи предложил даже такой вариант, как передача общественным организациям части властных функций. Звучит заманчиво, но за те же 10 лет у нас не выросла, а сократилась численность политических партий, усложнились условия финансирования НГО. И конца этим проблемам пока не видно. Все разумные люди наверняка согласятся, что демократизация должна идти постепенно и "неуклонно". Но когда же у людей в политике появится реальная альтернатива - тот самый вожделенный выбор, который у нас давно уже, слава богу, есть как у потребителей?
К чести нашего президента: обращаясь к Ярославскому форуму, он не скрывал ни одной болевой точки российского общества, включая этнические проблемы. Отток русских из регионов Северного Кавказа, буквально вырвавшиеся из берегов миграционные потоки из Средней Азии - Дмитрий Медведев не стал избегать этих тем. Осталось найти решения - дискуссии на форуме этому поиску способны помочь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции