"Россия поддержала ливийскую революцию в самом ее начале, не применив свое право вето в отношении резолюций ООН",- заявил спецкору РИА Новости Рафаэлю Даминову в своем первом интервью российскому СМИ после признания ПНС Российской Федерацией председатель Переходного национального совета Ливии (ПНС) Мустафа Абдельджалиль.
- Господин председатель Переходного национального совета. Мне неоднократно приходилось слышать мнение, высказываемое в Ливии, о том, что Россия была на стороне режима Муаммара Каддафи, и признание ею ПНС сильно запоздало, а также о том, что Ливия вряд ли будет в дальнейшем сотрудничать с Россией. Как, на Ваш взгляд, будут складываться отношения между нашими странами?
- Хочу сказать, что Россия с самого начала поддержала нашу революцию, когда не использовала свое право вето в отношении резолюций Совбеза ООН №1970 и №1973. Мы очень ценим ее роль в предоставлении этой помощи. Ну а то, что Россия не спешила с признанием, не значит, что она была против революции. В конце концов, она нас признала. У Российской Федерации будет своя роль в будущем нашей страны, исходя из поддержки, которую она оказала этой революции. Еще раз повторю, мы очень признательны России за то, что она не использовала свое право вето.
- У российских компаний до известных событий был заключен целый ряд контрактов на территории Ливии. Что ждет эти проекты?
- Мы уважаем все сделки, которые были заключены ранее со всеми государствами. Но все они будут перепроверены, так как там есть сделки, заключенные коррупционным путем. Цены в них были сильно завышены. Итоги таких контрактов будут пересмотрены, но все же и к ним будет проявлено уважение.
- Сделки российских компаний также были завышены?
- Это было во всех сделках, заключенных прежним режимом. Во всех цены были завышены. Произойдет проверка контрактов со стороны соответствующей специальной комиссии.
- Ливия – традиционный покупатель российского оружия. Будет ли она и дальше покупать его?
- Ливия в будущем не будет нуждаться в оружии.
- Где сейчас может находиться Муаммар Каддафи?
- Не знаю.
- По Вашим данным, был ли он в караване бронемашин, пересекших границу Ливии с Нигером?
- Не знаю.
- Где все-таки будут судить Каддафи в случае поимки, в Ливии или Гааге?
- Нам бы хотелось судить его, а также его приспешников в Ливии. Поэтому, надеемся, что его удастся взять живым. С ним мы поступим справедливо, в отличие от того как он поступал со своими врагами.
- Как обстоят дела на фронте? Удалось ли добиться успехов в переговорах о мирном входе представителей ПНС в города, удерживаемые сторонками Каддафи?
- Мы продолжаем вести диалог с нашими гражданами в Бени Валиде, Сирте и Сабхе и все еще надеемся, что придем к мирному решению.
- Каким Вы видите будущее Ливии, какой модели Вы будете следовать при построении нового государства?
- Я вижу новую Ливию демократической, мирной страной, в которой будут соблюдаться права человека, будет многопартийность и рыночные отношения. Однако в любом случае, какой быть Ливии, решать самому народу при принятии новой конституции.
- Когда Вы переедете в столицу, в Триполи?
- Если будет угодно Аллаху, это случится сразу же после полного освобождения ливийских городов от приверженцев Каддафи. Туда уже переехал исполнительный комитет ПНС во главе с Махмудом Джибрилем. В ближайшие несколько дней я также намереваюсь посетить Триполи, однако после возвращусь в Бенгази.