Шоумен и актер Иван Охлобыстин, готовый, по его уверению, сражаться за пост президента России, чтобы возродить империю, решить национальный вопрос, распустить Думу, пустить деньги на развитие военно-промышленного комплекса и изменить "позиционирование государственного устройства на одной религии", оказывается, забыл спросить разрешения у православной церкви.
Дело церкви - решать дела своих служителей: благословлять их на роль шута, как это было с фильмом "Царь", или запрещать им баллотироваться в президенты. Но не дело политика - раз уж заявлен такой выбор - сидеть на двух стульях и совмещать образы священника и реального кандидата в президенты.
Высказывания Ивана Охлобыстина, не то запрещенного в служении священника, не то актерствующего политика, напоминают рецепты счастья одного американского проповедника - Гомера Томлинсона, провозгласившего себя "Уполномоченным бога". Этот религиозный деятель баллотировался в президенты четыре раза с 1952 по 1968 годы. Его политической программой было создание царства небесного на земле немудреным путем - назначения на все руководящие посты представителей созданной им "Церкви Бога". Он обещал объединить церковь и государство, ввести "департамент праведности" и "департамент святой Библии", а также обязать всех школьников читать молитву. К слову, самым успешным для пастора-политика Томлинсона был 1964 год, когда на выборах он собрал в свою поддержку 24 голоса.
Пока в России православные иерархи решают, допустимо ли быть Ивану Охлобыстину кандидатом в президенты, в США политики дистанцируются от религии.
Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг распорядился не приглашать религиозных деятелей на открытие мемориала памяти жертв теракта 11 сентября. Надо сосредоточить внимание на семьях погибших, объяснил Блумберг, подтекстом речи которого было напоминание о том, что в США церковь отделена от государства.
Немало американцев нашло этот жест разумным и справедливым. Но много и тех, кто выразил протест и негодование. В блогосфере Блумергу тут же припомнили, что он "еврей и миллиардер".
Это неудивительно: в США "God Bless America" стала патриотическим гимном, более половины населения относит себя к верующим, на каждом долларе отпечатано "На Бога уповаем!", а новоизбранные президенты присягают на Библии. Это сделал и Барак Хусейн Обама, завершив церемонию вступления в должность обычным "Да поможет мне Бог!", хотя около трети американцев были уверены, что человек с таким именем может быть только мусульманином.
Оппоненты поминания без молитв отнесли решение городских властей к очередным проявлениям политкорректности - слова, используемого сейчас в США не иначе как с язвительным подтекстом. Это похоже на рекомендации желать "Счастливых праздников!" вместо традиционного "Веселого Рождества!", или заменить "христианского" Санта-Клауса на детских новогодних мероприятиях на религиозно нейтрального снеговика.
Возможно, подобная национальная церемония где-нибудь в Милуоки, Цинциннати или Джексоне не обошлась бы без молитв. В Нью-Йорке, самом космополитичном мегаполисе мира, причиной "равноудаления" всех религий, вероятней всего, стали разгоревшиеся за последний год религиозные противоречия вокруг мемориала, который 11 сентября откроют на месте трагедии.
В городе есть немало протестующих против строительства исламского культурного центра (также известного как проект Park51) в нескольких кварталах от разрушенных башен-близнецов Всемирного торгового центра. Противники проекта, возмущенные расположением и планируемым архитектурным величием здания, которое по изначальным планам могло взметнуться выше знаменитого католического Сан-Патрика на Пятой авеню, уже назвали Park51 "мечетью победы". Ряд организаций, объединяющих семьи погибших 11 сентября, восприняли планы мусульманской общины как оскорбление памяти погибших.
Тем не менее, это здание появится неподалеку мемориала в память жертв теракта, ибо по американским законам все религии равны. Доминирующей религии в Соединенных Штатах нет, поскольку Первая поправка воспринимается как запрет на установление государственного вероисповедания.
Впрочем, протесты вызывает не только проект строительства исламского культурного центра: четыре человека от имени всех атеистов США подали судебный иск против установки креста на месте трагедии, поскольку, по их мнению, это ущемляет их личные свободы, права нехристианских религиозных групп, а также противоречит конституции США. Истцы утверждают, что символ христианства "оскорбителен и отвратителен для их убеждений, традиций и культуры".
Речь идет об уцелевшей части металлической конструкции одного из разрушенных небоскребов. Семиметровый крест, нерукотворный памятник трагедии, был вначале установлен неподалеку от GroundZero возле францисканского храма, а минувшим летом перенесен на место мемориала.
"Не дело властей выбирать, какая религия лучше!", - отрезал мэр Нью-Йорка, когда журналисты в очередной раз задали ему вопрос на религиозную тему.
Власти Нью-Йорка решили дистанцироваться 11 сентября не только от религий, но и от политики. На траурной церемонии поименного зачитывания имен всех жертв 9/11 будут присутствовать Барак Обама, Джордж Буш-младший, губернаторы штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси - нынешние, и занимавшие те же посты в момент трагедии, тогдашний градоначальник Рудольф Джулиани и сам Блумберг.
Однако власти Нью-Йорка уверяют, что никому из вышеперечисленных не разрешено произносить речей на церемонии из опасений, что те используют "черный юбилей" в политических целях. Политикам раздали поэтические строки, которые сочли более уместными в этот день на трагической "нулевой отметке". Политики будут читать стихи, служители всех религий - служить в своих храмах молебны за упокой жертв террористической атаки.
Первая минута молчания в Нью-Йорке, как всегда, пройдет под звон колоколов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции