Мировой политический форум "Современное государство в эпоху социального многообразия", который пройдет 7-8 сентября в Ярославле под патронажем президента РФ Дмитрия Медведева, по мнению участника мероприятия, немецкого политолога Петера Шульце, играет важную роль в международном диалоге по самым актуальным проблемам. О своем взгляде на вопросы модернизации и задачи России на ближайшие 20 лет профессор политологии университета имени Георга-Августа в Геттингене рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Татьяне Фирсовой.
- Господин Шульце, вы уже принимали участие в ярославском форуме ранее? Расскажите о Ваших впечатлениях. Какую роль, по Вашему мнению, играет форум в международной политике?
- Я участвовал в ярославском форуме в 2010, тогда я был в группе глобальной и региональной безопасности, которой руководил бывший генеральный секретарь Робертсон (бывший генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон) и Игорь Юргенс.
По-моему впечатлению, доклады и бумаги тогда были слишком сильно сконцентрированы на российско-трансатлантических отношениях, то есть, на отношениях России и НАТО, а детали безопасности в отношениях России и ЕС не нашли выражения. Это было возможно в ситуации с Робертсоном, но такая расстановка акцентов была удивительной в июне 2010 года в Мезеберге. Российский президент Медведев и канцлер Германии Меркель подписали смелый тогда прогрессивный документ, в котором говорилось об аспектах общеевропейской повестки безопасности.
В секции модернизации, которую я посетил позже, ориентация на американский опыт и позиции была больше, чем на европейские, в частности, немецкие, в том, что касается реструктуризации и модернизации. Это удивительно, потому что Германия смогла реструктурировать всю бывшую социалистическую территорию (ГДР) и с середины 1970-х годов предприняла огромные усилия для того, чтобы модернизировать экономические отрасли в таких землях, например, как Северный Рейн-Вестфалия или Баден-Вюртемберг с тем, чтобы сделать их конкурентоспособными на мировом рынке. Ведущие позиции немецких предприятий на мировом рынке в настоящее время являются доказательством компетентности и дальновидности примененных тогда практик модернизации.
Форум является и должен быть важной точкой сопряжения в открытом международном диалоге о проблемах и вызовах современности и будущего, потому что ни одна страна и ни одно национальное государство больше не в состоянии адекватно реагировать на эти вызовы.
- Вы принимаете участие в секции "Демократические институты в полиэтнических обществах". Какие темы Вы лично намерены поднять и обсудить?
- Ту, которую я обрисовал выше – тему модернизации и роли государства в процессе модернизации. Эти роли и позиции государства не зависят от мультиэтнической и религиозной структуры общества. Как убежденный европеец и федералист, я буду настаивать на активной роли государства. Но этого недостаточно – нам нужна новая концепция и ежедневная повестка деятельности государства. Государство должно вмешиваться в общественные и экономические проблемы страны. Но не как репрессивно-авторитарное государство, которое дирижирует процессом, а как сервисный институт, который предоставляет услуги, помощь и прилагает усилия и одновременно создает правовое пространство, а значит, обеспечивает и защищает честную игру в обществе экономических субъектов.
- Какие вызовы, по Вашему мнению, стоят перед Россией на пути модернизации политической системы?
- Россия должна научиться ходить на двух ногах. Одной из них должна быть следующая: нужно проводить технологические революции и внедрять инновации, которые вот уже 30 лет помогают обновлять различные отрасли... Одновременно Россия должна внедрить взаимопроникающие технологии в промышленной и образовательной политике. И, прежде всего, решить, в каких экономических отраслях она будет конкурентоспособной в будущем.
На это остается максимум два десятилетия на базе экспорта энергетики и сырья. За этот период должны появиться структуры, которые станут основой будущей экономики.
Вторая "нога" касается необходимых для преобразований общественно-политических преобразовательных процессов. Экономика, основанная не на экспорте энергетики и сырья, - сложнее, разностороннее, она включает множество общественно-политических игроков и требует другой политической и общественной системы. Важнее, чем быстрый переход к хорошо развитой парламентской демократии, является укрепление правовой государственности и борьба с коррупцией и группировками. Если это удастся, то это будет означать, введение демократии без переломов и конфликтов. Почти все страны Европы имеют традиционные демократические системы и перед ними тоже стоят вызовы перемен политических систем. Россия здесь не является особым случаем, она лишь имеет особую предысторию.
- Беспорядки в Лондоне и трагедия в Осло вновь показали проблемы мультикультурализма. Вы можете прокомментировать ситуацию в России в этой связи?
- Это не проблемы мультикульрутализма. У событий в Лондоне и в Осло – совершенно разные корни. В Англии на первый план вышли социально-экономические последствия деиндустриализации 1980-х годов. Отсутствие заботы о молодежи, высокий уровень безработицы или низкая заработная плата в сфере услуг, социальные различия и боязнь будущего.
В Осло же был отдельный террорист, который сформировал себе расистскую идеологию и вышел из-под контроля. Этому виду террора можно мало что противопоставить. Возможно, необходимо активизировать диалог между обществом и потенциально опасной молодежью, увеличивать число образовательных проектов. Такие преступления возможны везде и они намного менее предсказуемы, чем массивные волны протеста молодежи, который может принимать различные формы. В Мадриде и Барселоне молодежь протестует мирно. А Англия сейчас пожинает плоды отсутствия социальной политики.