Ольга Соболевская
В год 120-летия Михаила Булгакова МХТ имени Чехова, некогда любимая творческая лаборатория писателя, решил открыть сезон 6 сентября премьерой спектакля "Мастер и Маргарита" в версии Яноша Саса. Насколько нова трактовка венгерского режиссера?
Несомненно, постановку будут бурно обсуждать в СМИ. "Мастер и Маргарита" - один из любимейших романов россиян, и все его инсценировки – от спектакля в Театре на Таганке до фильмов Юрия Кары и Владимира Бортко – воспринимались пристрастно. Чем же решил поразить публику Янош Сас?
Многие режиссерские ходы оказались вполне предсказуемы. Понтий Пилат выглядит как российский чиновник, наделенный властью и одновременно малодушный. Такая трактовка напрашивается сама собой, если погружать действие романа в современность.
И менеджерский облик свиты Воланда – тоже не откровение. Осовременивание романа, по сути, предлагает две возможности: либо помощники Воланда – бандиты, либо сотрудники его "фирмы". Других героев наше искусство замечает редко.
Анатолий Белый, играющий Мастера, делает своего героя похожим на Петра Мамонова, неформатного и непафосного актера, равнодушного к истеблишменту. На память сразу приходит роль харизматичного и немного блаженного с виду Мамонова в фильме "Остров" Павла Лунгина.
Действие спектакля перенесено в метро – так, по Сасу, выглядит современная московская жизнь. С таким же успехом можно было развернуть сюжет, например, в психиатрической лечебнице. Это еще одна метафора нашей жизни, давно превратившаяся в искусстве в клише.
Премьера в МХТ трогает благодаря игре Натальи Швец (Маргарита), веселит похождениями свиты Воланда. Наверное, возможны и другие яркие впечатления от премьеры. У тех, кто не читал роман.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции