Прошлую ГЛОНАССную "Ворчалку" "Один к одиннадцати" я начал крайне неудачно. Невнятно. За что и получил от читателей несколько справедливых щелчков по носу: меня можно было понять так, будто каждый из трех видимых навигатором спутников определяет позицию по одной из трех осей, каждый - по своей. Конечно же, навигатор определяет только расстояние до спутников (через время прохождения сигнала, - для получения точного и синхронного времени четвертый спутник, собственно, и нужен), а дальше уже идут чистые тригонометрия и прочая математика и знание спутниковых орбит). Еще раз - простите за невнятность.
Впрочем, все дальнейшее в "Один к одиннадцати" было написано точно и правдиво: и впрямь, спутники ГЛОНАСС/GPS висели над моей дорогой по России (Москва-Харьков) в пропорции то 1:11, то 2:10. То есть, складывалось ощущение, что спутники ГЛОНАСС Россию недолюбливают (на Украине ситуация сразу же поменялась к лучшему) и стараются облететь ее стороной.
Но едва "Ворчалка" опубликовалась, к ней появился весьма интересный комментарий от Mstar (Николая Михайлова), "главы (как он представился) группы разработчиков компании Mstar, сделавшей чипсет GPS/ГЛОНАСС, на котором работает и Lexand и все остальные двухсистемные навигаторы". Который я привожу, частично, но дословно и здесь: "…даже Navitel делает все это не совсем корректно. У них как было ограничение с GPS на 12 отображаемых спутников, так и осталось. То есть больше 12 орбитальных аппаратов GPS/Глонасс там увидеть просто нереально. Простой пример: навигатор показывает, что он видит 12 спутников, из которых 10 GPS и 2 ГЛОНАСС (предположим). А на самом деле их 11 GPS и 6 ГЛОНАСС. Мы (чипсет) все считаем для 11 GPS и 6 ГЛОНАСС, а Вы (пользователь) думаете, что всего 2 ГЛОНАСС. Не влияет ни на что, кроме того, что Вы думаете, что ГЛОНАССов почти нет, а они есть!".
Ну да… если дело обстоит так, то совсем понятными становились соотношения 1 к 11 и 2 к 10: прибор ухватывает из возможных для него 12 спутников первые 10 или 11, а оставшиеся оставляет "тем, кто не успел зарегистрироваться". Почему всю дорогу первыми оказываются спутники GPS (ибо ни разу не было, чтобы наоборот), - я, сказать по правде, не понял. Но… но… не знаю. Может, они мощнее… или… привычнее…
Прочитав комментарий, я даже покрылся краской стыда: как же это я, не узнав о такой странности, на всю страну опозорил нашу спутниковую систему! Решил извиниться в первом же следующем тексте. Но сначала все-таки проверить.
В том же комментарии г-н Михайлов рассказал, что Lexand (как и ряд других навигаторов) можно перевести в режим "только ГЛОНАСС", и мне подумалось, что если переведу и таким образом обойду ограничение на 12 спутников, увижу, сколько же их висит надо мной по пути (домой) реально.
Но сколько ни лазал по всем возможным меню Lexand’а, возможности такого переключения не обнаружил. И продолжил общаться с ребятами из Mstar. Из переписки выяснилось, что "всего-навсего" надо поменять единственную циферку в реестре Lexand’а. Двойку на тройку. Снова цитирую:
"Открыть редактор реестра и найти ветку HKEY_LOCAL_MACHINE\Drivers\BuiltIn\DualStarGPS или HKEY_LOCAL_MACHINE\Drivers\BuiltIn\MStarGPS (зависит от поставки). Изменить значение параметра "GNSS" на желаемый:
0 - system default
1 - GPS only
2 - GLONASS only
3 - GPS/GLONASS dual system".
Вроде бы все понятно и даже элементарно: мы, давние пользователи разных версий Windows Mobile (и CE), к правкам реестра привычны. Правда, надо было раздобыть RegeditCE, который можно было извлечь из Сети, но мне ребята из Mstar просто прислали. Но надо было как-то его на Lexand’е запустить. Дело в том, что "проводника" на нем попросту нет, так что единственный способ, до которого я додумался - запустить стороннюю программу и назначить ее (через "путь к навигации") "навигатором". Назначил. Запустил. Обнаружил параметр GNSS и то, что он стоит в положении "2". Более того, параметр этот, подсвеченно-подрагивающий, всем своим телом готов был к замене. Но как? Ни клавиатуры, ни стрелочек смены значений. Посмотрел, полюбовался и стал думать, "как"! Придумал вроде: экспортировать эту веточку реестра в текстовом формате, поправить на ноуте и назад импортировать. Увы! Всякие попытки экспорта/импорта просто закрывали, "вышибали" редактор. Сидел и смотрел… Написал в Mstar. Спустя сутки ребята прислали мне специальную программку mfc_test, предназначенную как раз для смены значений параметра GNSS.
Поменял. Сейчас мой тестовый Lexand показывал ТОЛЬКО спутники ГЛОНАСС. И никакие ограничения в 12 позиций Навитела не могли уже помешать видеть их все, - ну, кроме невероятных случаев, когда ГЛОНАСС-спутников оказалось бы над головой больше 12!
На всякий случай я, отправляясь в путь, намеревался параллельно Lexand’у запустить тот же самый Navitel на Desire. На котором ГЛОНАСС-приемника попросту нет, так что видеть можно было ТОЛЬКО GPS…
Конечно, как верно заметили ребята из Mstar, для точного и подробного тестирования надо было бы иметь два одинаковых аппарата: с одними и теми же микросхемой и антенной, но настроенные на разные спутники, однако другого Lexand’а со мной не было, и я счел, что и так получу более или менее внятную картинку. Пусть слегка грубоватую.
Первое, что после проделанной операции меня встревожило: Navitel на Desire показал вдруг 13 (!) GPS-спутников. 13! То есть больше 12! Идея с ограничением числа демонстрируемых спутников у Navitel’а дала серьезную трещину…
Перед отъездом домой я еще некоторое время катался по Крыму и обнаруживал на "трудных" участках дорог (там и GPS-спутников бывало вместо привычного десятка три-четыре штуки всего, и телефоны теряли сеть) чисто "нулевое" присутствие ГЛОНАСС. Ну, или по одному-два спутника, что - если чисто практически - было все равно, что ни одного.
Поехали домой. По Украине ГЛОНАССовских аппаратов Lexand видел штук по пять, даже и до семи, но стоило въехать в Россию, как число их стало падать и на всех ста километров объезда Курска уменьшилось до двух-трех. Три все же дают какое-то, хоть грубое и без высоты, представление о местоположении прибора, два же — никакого. Та же история повторилась и в районе Тулы. Вообще-то ГЛОНАССовских спутников на обратном пути было чуть больше, чем на прямом. Причина, возможно, в том, что по дороге туда погода стояла отвратительная, небо заложено сплошь, то и дело шел дождь, назад же все было чисто, ясно и прозрачно.
Итак, теория о "двенадцати отображаемых" потерпела полный крах. Фактически месяц назад у меня сложилось впечатление, что на российском отрезке дороги Москва-Ялта навигационный прием через ГЛОНАСС едва-едва держится на гране уверенного (четыре спутника), а порой на долгие десятки километров практически (один-два спутника) пропадает, - так оно подтвердилось и теперь. Снова оговорюсь, что есть, наверное, навигационные приемники почутче, чем стоит на Lexand’е, но вряд ли они попадут в руки "простого народа" в ближайшее время.
Вернувшись домой, я первым же делом позвонил в Navitel и сперва устно спросил про "12 спутников", а когда получил уже ожидаемый ответ, попросил продублировать его в письменном виде. Вот он: "В навигационной системе "Навител Навигатор" нет ограничения на показ информации о количестве спутников, с которых ГЛОНАСС/GPS приемник получает сигнал".
Итак. Спутники ГЛОНАСС двухсистемный навигатор видит хуже и реже, чем спутники GPS - это медицинский факт. А производители микросхемы и производители навигатора дают противоречивые показания. Хотел бы, чтобы все объяснилось плохой работой конкретной модели навигатора, а не проблемами спутниковой группировки - ее приводить в порядок сложнее и дороже.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции