КАИР, 6 сен - РИА Новости, Маргарита Кислова. Суд над экс-президентом Египта Хосни Мубараком, его сыновьями и бывшим руководством МВД страны отложен до ближайшей среды 7 сентября. В ходе третьего дня заседаний в понедельник суд заслушал показания свидетелей обвинения - офицеров аппарата центральной безопасности Египта, отвечавших в дни восстания за связь. Они категорически опровергли информацию о том, что руководство МВД приказывало открывать огонь по мирным демонстрантам. Тем самым поставив сторону обвинения, в пользу которого они, собственно, и должны были выступить, мягко говоря, в щекотливое положение. Адвокаты пострадавшей стороны уже предложили суду не учитывать показания "ренегатов", однако, как говорится, "слово - не воробей"
"Тёмная" для полиции
"Неудачный" для противников Хосни Мубарака понедельник начался еще рано утром, со столкновений с силами безопасности у здания Академии полиции Каира, где проходят судебные слушания. Поводом к беспорядкам послужило принятое 15 августа судьей Ахмедом Рифаатом решение запретить прямую телетрансляцию суда.
Несогласная с таким "варварским" решением революционная молодежь собралась на площади у академии ночью. Молодые люди жгли портреты Мубарака и планировали, как отмстить властям за пренебрежительное отношение к "победителям". Утром несколько десятков человек попытались штурмом взять ворота в зал заседаний. В стражей порядка полетели камни и разломанные в боевом угаре части металлических заграждений.
Яростная атака натолкнулась на мощную стену хорошо экипированного полицейского кордона.
Одобрение действиям полиции на площади бурно выражали сторонники экс-президента, несколько сотен человек, специально приехавших из разных уголков Египта для участия в мирном митинге в поддержку бывшего египетского вождя.
"Мы пришли сюда, чтобы наш президент не чувствовал себя брошенным собственным народом. Мы не хотим, чтобы судили того, кто так много сделал для Египта", - сказал РИА Новости 17-летний Айяд.
В сети Facebook сейчас создано множество страниц в поддержку Мубарака. "Прости нас, президент!" и "Дети Мубарака" наиболее заметны в интернет-пространстве. Они организовали этот митинг, а также постоянно координируют действия единомышленников, дают участникам возможность высказаться о наболевшем, публикуют специальные заявления.
По сложившейся уже для данного процесса печальной традиции, страсти с площади переместились в зал заседаний, где потасовку устроили уже адвокаты подсудимых и пострадавших. Правозащитники оказались не способны справится ни с собственными нервами, ни с "жадностью" - трибуну для выступлений буквально вырывали друг у друга с боем.
А осмелившемуся неизвестно зачем достать и поднять в зале фотографию Мубарака адвокату едва удалось скрыться за спинами полицейских от жаждавшей немедленной расправы разъяренной толпы защитников пострадавшей стороны.
К ночи понедельника число пострадавших в ходе утренних столкновений у полицейской академии возросло. По уточненным данным, травмы получили 26 человек (14 полицейских и 12 гражданских). Некоторые раненые были госпитализированы, остальным помощь оказывали на месте дежурившие на площади бригады медиков.
Полиция задержала 22 участников беспорядков. Их судьбу теперь будет решать прокуратура. Впрочем, революционные молодежные движения уже потребовали от египетских властей выпустить всех задержанных, поскольку "они имеют демократическое право выражать мнение".
Свидетели подкачали
Главный удар по противникам экс-президента пришелся в самый неожиданный момент - на допросе свидетелей обвинения. Первый же выступивший с показаниями офицер сил безопасности - начальник управления связи в аппарате центральной безопасности Хусейн Саад Мухаммед заявил суду, что руководство МВД 25 января, в день начала в египетских городах наиболее массовых акций протеста, давало распоряжения о применении для разгона демонстраций лишь слезоточивого газа и дубинок. При этом офицер признал, что подразделения МВД получали дополнительное огнестрельное оружие и боеприпасы, но лишь для охраны от возможных нападений преступников ключевых объектов: министерств, телецентра, тюрем, банков. Он полностью исключил приказы об использовании боевого оружия против мирных граждан.
Допрошенные затем еще три свидетеля полностью подтвердили показания Саада Мухаммеда. Они заявили, что все приказы руководства в течение всего восстания сводились к тому, чтобы полиция категорически не имела при себе огнестрельного оружия при взаимодействии с демонстрантами и предельно сохраняла самообладание.
Бесчисленные, по многу раз повторявшиеся, вопросы судьи и представителей Генпрокуратуры не смогли пробить брешь в неожиданной позиции свидетелей обвинения. Прокурорам осталось лишь безнадежно развести руками и заметить, что в ходе следствия эти офицеры "давали совершенно другие показания". Однако суд не отреагировал на призывы адвокатов истцов не принимать во внимание показания этих свидетелей к общей радости защитников подсудимых.
Третье заседание суда продолжалось порядка одиннадцати часов и закончилось уже поздно вечером. Из зала через специальную дверь сначала вывезли на каталке заметно уставшего Хосни Мубарака, а затем всех остальных подсудимых. "Публика", дежурившая в ожидании новостей на площади перед полицейской академией весь день, к этому моменту уже разошлась по домам. Новое, четвертое по счету, заседание, которое пройдет в ближайшую среду 7 сентября, будет снова посвящено свидетелям обвинения.
Дурят нашего брата!
Глядя на то, какой ажиотаж вызывает суд над Мубараком в египетском обществе, местные аналитики говорят, что такое "реалити-шоу" с потасовками адвокатов в зале суда, пробитыми в драках головами сторонников и противников бывшего вождя, а также самим вождем в главной роли на медицинских носилках наводит на мысль, что людей хотят отвлечь от сложнейших экономических и социальных проблем в стране, которые невозможно разрешить путем вынесения приговора подсудимым.
С задачами по управлению непростой страной как-то удавалось справляться тем, кто сейчас сидит на скамье подсудимых. Как будут решать растущие, как снежный ком, экономические и социальные проблемы нынешние руководители Египта, должно показать ближайшее будущее, ведь ликвидацию экономического упадка, безработицы и разгула преступности нельзя отложить "до следующего судебного заседания".