Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Вечером 5 сентября москвичи получат новый круглосуточный новостной телеканал. Он будет называться "Москва 24" и станет вещать на той же частоте, где раньше вещала "Столица", которая, в свою очередь, исчезнет навсегда. Эксперты полагают, что современный "информационно насыщенный" канал для столицы давно назрел, и данный проект не только упрочит позиции мэра Сергея Собянина в медийном пространстве, но и должен улучшить имидж самой Москвы.
"Вещь довольно дорогая"
Новый канал создан при поддержке Всероссийской государственной телерадиокомпании. Руководит "Москвой 24" Игорь Шестаков, один из создателей другого круглосуточного информационного канала - федерального "Вести 24", ныне "Россия 24". Для вещания обустроен новый телецентр в районе метро "Белорусская", где используются самые передовые технологии. За образец взят муниципальный канал Нью-Йорка. Часть контента будет поставлять ВГТРК, она же помогла в оборудовании телецентра.
Перед "Москвой 24", как и перед его предшественником "Столицей", никто не ставит задачи достичь окупаемости. Как справедливо замечает Шестаков, информационный канал - вещь довольно дорогая.
Вместе с тем, заявленная концепция пока не выглядит слишком ясной. Как сказал в одном из интервью Игорь Шестаков, "где-то в течение месяца люди поймут, что и в какое время им нужно искать на нашем канале". Впрочем, он уже сейчас подчеркивает, что "одна из наших задач — говорить с властью, узнавать, что они хотят делать, смотреть, что в результате получается".
Зачем же московскому правительству понадобилось отказываться от уже имеющегося канала и создавать другой, да еще и круглосуточный?
Это уже не совок
Эксперты полагают, что, прежде всего, по имиджевым мотивам. Причем мотивы эти они толкуют довольно широко.
Как сообщил РИА Новости телеведущий компании RTVI Владимир Кара-Мурза, тем самым "избавляются от наследия Лужкова. Был слабенький, хвалебный канал, а теперь хотят, чтобы был модный бренд, "Москва 24".
С ним согласен и профессор Высшей школы экономики, специалист в области коммуникативистики Иосиф Дзялошинский, который подчеркнул, что "новое столичное правительство хочет сделать себя более популярным", и для этого и понадобился телевизионный ребрендинг. "Канал был очень скучный и занудный, его не очень смотрели", - отметил собеседник РИА Новости, подчеркнув, что, по его мнению, "Москва 24", скорее всего, будет клоном "России 24".
Социолог СМИ и киновед Даниил Дондурей отмечает, что "вместо некого невнятного канала с неконкурентоспособными программами понадобился канал, рассказывающий об успехах нового руководства города".
Социолог подчеркнул, что "успехи надо облечь в новую форму, а главным оружием формы является изменение чего-либо".
По мнению Дондурея, команда Сергея Собянина "более современна и более эффективна в пиар-технологиях. Это уже не совок".
Столичный подход
Вместе с тем, эксперты отмечают, что современный новостной канал, нацеленный исключительно на москвичей, давно уже назрел. Как сказал обозревателю РИА Новости президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, "наше телевидение настолько однообразно, что столичный подход может оказаться очень интересным". По его словам, американский тип телевизионной коммуникации, направленный на местную аудиторию, является на сегодняшний день очень перспективным.
Как подчеркнул Засурский, зрителей у нового канала как минимум 11 миллионов, то есть все жители города. Сейчас они, считает ученый, остаются в целом незамеченными федеральными телекомпаниями. "Этот же канал - неплохая идея, и аудитория готова к нему. Мы [журфак МГУ] хотели бы с ним сотрудничать и можем создать несколько проектов", - отметил Засурский.
Положительно оценивает проект и президент Международной академии телевидения и радио (в прошлом один из руководителей ВГТРК и ТВ-Центра) Анатолий Лысенко.
"Крайне необходим такой информационно насыщенный телеканал. Москва - это не город, даже не мегаполис, это государство, с очень непростым населением", - рассказал Лысенко РИА Новости, отметив, что "материала в Москве - вагон и две прицепные тележки".
Он высоко оценил и кандидатуру Игоря Шестакова, подчеркнув, что знаком с ним уже более 20 лет и знает его как блистательного репортера и очень хорошего организатора.
По словам Лысенко, в свою бытность руководителем ТВ-Центра он пытался создать из него информационный канал. "Столицу" же предполагалось сделать каналом общения между префектурами Москвы. Но, как говорит Лысенко, эти планы не встретили понимания у тогдашнего руководства города.
Лысенко полагает, что проект Шестакова будет направлен не столько на улучшение имиджа Собянина, сколько самого образа столицы. "Во всяком случае, мне хотелось бы так думать", - отметил президент академии. Он подчеркнул, что надеется на четкое разделение функций между телекомпаниями столичного правительства: "ТВ-Центр - канал федеральный, Москва в стране, а Москва в Москве - "Москва 24".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции