Рейтинг@Mail.ru
Евгений Леонов - широкий и сложный русский человек - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Евгений Леонов - широкий и сложный русский человек

Читать ria.ru в
Дзен
"Папаша этот святой человек", - говорил о Сарафанове, своем мнимом отце, сын-самозванец Бусыгин в исполнении Караченцова в фильме "Старший сын" по пьесе Вампилова. Сарафанова, простодушного "святого человека" с обликом Санчо Пансы и сердцем Дон Кихота, любящего всех и вся, играл Евгений Леонов.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

"Папаша этот святой человек", - говорил о Сарафанове, своем мнимом отце, сын-самозванец Бусыгин в исполнении Караченцова в фильме "Старший сын" по пьесе Вампилова. Сарафанова, простодушного "святого человека" с обликом Санчо Пансы и сердцем Дон Кихота, любящего всех и вся, играл Евгений Леонов. Он был великим русским комическим актером, а великие русские комики - это одновременно еще и трагики "с романтической слезой", по сути, трагикомики с неисчерпаемым драматическим даром и ясным философским кредо. 2 сентября Евгению Леонову исполнилось бы 85 лет.

О трагикомическом амплуа Евгения Леонова говорил Андрей Гончаров, в спектаклях которого, например, в "Человеке из Ламанчи" в Театре имени Маяковского, актер играл с 1969 по 1972 год. И тот же замечательный режиссер Гончаров поставил Леонова в один ряд с великими русскими комиками, известными в истории отечественного психологического театра. И действительно, Леонов оказался и "потомком" Михаила Щепкина, и наследником Михаила Яншина и Алексея Грибова. Но ему досталась, пожалуй, куда большая народная любовь, чем другим великим комикам. Леонов выразил русский характер во всей его широте и сложности.

Дон Кихот и Санчо Панса в одном лице

Наивно и опрометчиво ставить между актером и тем или иным его героем знак равенства. Уместнее говорить о том, насколько близок персонаж актеру. Для Леонова один из таких героев - Бубенцов, провинциальный трагикомический актер в фильме Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" (1980), этакий Счастливцев и Несчастливцев в одном лице. Еще один близкий Леонову герой - Коля в "Афоне" (1975) Данелии, тот самый простой душевный герой, который все беспокоился, "что там ООН про Гондурас решил". Коля - своего рода совесть Афони, его приятель, напоминающий ему обычные человеческие истины.

Фотолента "Обыкновенное чудо" Евгений Леонов>>

А ролями-бенефисами Леонова, несомненно, стали роль Короля, обаятельного самодура в "Обыкновенном чуде" Марка Захарова 1978 года, роли Доцента в "Джентльменах удачи" (1971) и его двойника, заведующего детсадом Трошкина. В этом же славном ряду - слесарь Харитонов, советский Санчо Панса при опошлившемся Дон Кихоте - Бузыкине в "Осеннем марафоне" 1979 года, неудачник Леднев в "Большой перемене", записывавший главы из учебников "на корку". А как был великолепен бургомистр, "избиравшийся 17-й раз, пожизненно", в фильме "Убить дракона" Марка Захарова по пьесе Шварца! Словом, играл ли Леонов уголовника или безгрешного отца семейства, он привносил в роль то природное обаяние, которое невозможно сымитировать и которое навсегда подкупает зрителей.

А если бы Леонов сыграл шекспировского бонвивана-шутника Фальстафа (он мечтал об этой роли), это был бы еще один бенефис. Было в героях Леонова и что-то от обитателей мира Рабле - то же жизнелюбие, гедонизм и легкая хитреца.

А вот и анимационное alter ego Леонова - бывший англичанин, но уже давно обрусевший медвежонок Винни-Пух. Благодаря Леонову Винни-Пух стал русским национальным героем с его склонностью к философствованию, и добротой, и смекалкой, и привычкой попадать в разные истории. Учась в школе рядом с домом, где жил актер, мы часто встречали его на улице и перешептывались: "Винни-Пух идет". А он по-соседски спрашивал, как дела в школе.

"Ископаемое" или "человек будущего"?

Сарафанов в кинодраме "Старший сын" (1975) Виталия Мельникова по пьесе Александра Вампилова - не просто блистательная роль Леонова, но, наверное, самая великая. Таких героев, как Сарафанов, писатель Александр Солженицын называл праведниками.

Леонов, работая над ролью, размышлял, кто все-таки его герой: "ископаемое" или "человек будущего"? И сыграл его в конце концов именно как праведника. "Моя задача сделать так, чтобы и другие… духом воспарили над собой, то есть поняли бы Сарафанова, и он бы не казался им больше жалким, а напротив - могучим в своем умении всех любить", - так писал о своем герое Леонов в нежных и мудрых письмах сыну Андрею.

Кстати, эти письма - и воспитание, и откровение, и автобиография актера. Он и в фильмах, и на сцене нередко играл отцов. Его персонаж мог быть вероломным циником, как тот же Король в "Обыкновенном чуде", но при этом бесконечно любить свое чадо.

Если бы Сарафанова из "Старшего сына" характеризовал Чехов, он назвал бы его, скорее всего, "недотепой". Такими "недотепами" в "Вишневом саде" были большинство героев (кстати, в молодости Леонов сыграл "потомка" чеховских героев - Лариосика из "Дней Турбиных" Булгакова). Леонов был бы, например, идеальным Фирсом. А если бы сыграл Гаева, то сделал его более душевным и трогательным.

Но Леонов сыграл в другой пьесе Чехова - "Иванов", сыграл главного героя, человека с мятущейся душой, и совестливого, и жестокого одновременно. Конечно, и Иванов, в чеховской терминологии, - тоже "недотепа".

Немного неожиданно видеть в роли вечно рефлексирующего интеллигента человека с фактурой Леонова, немного лубочной, простонародной. Но фактура здесь не главное. Актер на сцене излучал тот самый победительный магнетизм, который так заставлял женщин влюбляться в Иванова, а мужчин - подпадать под его влияние.

Мог бы Леонов сыграть мощных эпических героев, типа гоголевского Тараса Бульбы? Несомненно. В Фауста с его силой натуры и духом сомнения - и в того бы перевоплотился. Актер сыграл очень много ролей (в год у него часто выходило по несколько картин) и многого не сыграл и в кино, и во всех театрах, где работал (последние более чем 20 лет он был актером Ленкома). Леонов никогда не унывал: "Я в такой степени привык сомневаться, пробовать, искать, что нашел в этом творческую радость".

Последней ролью Леонова была роль Тевье-молочника в известной ленкомовской постановке "Поминальная молитва". Леонов умер в январе 1994 года, собираясь на этот спектакль (за шесть лет до этого он перенес тяжелую операцию на сердце в Германии). Как вспоминал сын Леонова Андрей, ни один человек не сдал билеты на несостоявшуюся "Поминальную молитву".

На Мосфильмовской улице есть памятник актеру в роли Трошкина, перевоплотившегося в Доцента, из "Джентльменов удачи" Александра Серого и Георгия Данелии.

И все-таки публика помнит Леонова далеко не только по этому фильму, столь популярному, что по нему режиссер Тимур Бекмамбетов даже решил сделать римейк. Роль Евгения Леонова в искусстве и в жизни намного шире. Он воспроизвел в кино и театре весь душевный мир русского человека, его сложное и одновременно простое устройство, его желание понять жизнь и улучшить ее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала